От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 26.11.2006 00:39:31 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир; Версия для печати

Да говорите, нам-то что...

>Именно в религиозном сознании возникла важнейшая связующая людей сила - коллективные представления.

По-моему, некоторые коллективные представления есть и у обезьян в стае. Религиозное сознание для этого вовсе не обязательно. Не стоит "коллективным представлениям" так уж сильно цену набивать.

>Они не выводятся из личного опыта, а вырабатываются только в совместных размышлениях

Видимо, с использованием механизмов телепатии?

>Поэтому первобытные религиозные представления сыграли ключевую роль в соединении людей в племена, а затем и народы.

Ага. Люди сначала бегали по лесам и полям поодиночке. Потом стали обмениваться мыслями на расстоянии. Выработали религиозные представления и объединиличь в племена.

>Религия порождает специфические для каждого народа культурные нормы и запреты, а также и понятия об их нарушении (грехе). Это связывает людей в народ.

И поэтому мусульмане всего мира - единый народ. Я правильно Вас понял?

>Антропологи считают, что именно поэтому в традиционных обществах, следующих издавна установленным ритуалам, не встречается шизофрения.

Да. "Ученые считают, что...". Какой там это прием из арсенала манипуляции сознанием?

>Признаком кризиса «среднего класса» считают возникновение субкультур, которые в поисках способа преодолеть отчуждение осваивают мистические культы, создают секты и коммуны, проводящие бдения и медитации (часто с применением наркотиков). Это – реакция на безрелигиозное бытие, не удовлетворяющее неосознанные духовные запросы человека.

А до возникновения "среднего класса", видимо, не было сект, бдений и медитаций?

>Религия - уникальное историческое явление, возникшее как разрыв непрерывности, подобно науке.

Интересно, как это "уникальность" религии сочетается с ПОЛНЫМ отсутствием безрелигиозных народов?

>И функцией религии, вопреки представлениям Маркса, является вовсе не утверждение невежественных представлений

А Маркс-то тут причем? Он же ничего подобного не утверждал!

>а рационализация человеческого отношения к божественному.

У Вас, кажется, есть знакомые богословы и священнослужители? Вы им эту мысль предложите - и посмотрите, как они прореагируют :)

>Отношения государства и церкви стабилизировались только после Гражданской войны, к 1924 году.

Это ложь. Если только не считать планомерное государственное уничтожение Церкви "стабильными отношениями".

>Здесь видны философские различия двух тоталитаризмов – фашистского и советского. Чтобы укрепить связность русского народа, государство не стало создавать суррогат религии, как якобинцы или фашисты

...и поэтому выложило мумию Ленина на Красной площади, а также ввело культ личности "вождя", культ Партии, использовало многочисленные ритуалы и т.д.

В 1943 г. Сталин встречался с иерархами, церкви было дано национальное название - Русская православная церковь.

А то она, бедная, до того без названия была...

>После войны число церковных приходов увеличилось с двух до двадцати двух тысяч

А до войны в России было сто приходов и два арихиерея на воле, т.е. не за решеткой. О сем, понятное дело, умолчим.

>После советского периода, во время которого народ был скреплен квазирелигиозной верой в коммунизм

Кто-то, помнится, только что говорил, что "государство не стало создавать суррогат религии"

>Есть риск, что, навязав религиозному сознанию и религиозному чувству политические и социальные функции («меч кесаря»), мы помешаем им выполнять ту тайную и, на мой взгляд, необъяснимую миссию Православия, которая необходима России абсолютно.

Есть еще один риск. Есть риск, что не привив религиозного сознания и религиозных чувств людям, осуществляющим ключевые и политические и социальные функции, мы ничего путного от них не получим.

>Православие – невидимый стержень, без которого русский народ рассыпется и исчезнет, как человеческая пыль. Но на этот стержень нельзя нагружать работы, для выполнения которых нужны другие механизмы, причем много разных. Мы обязаны строить и ремонтировать, проектировать и конструировать эти механизмы, не уповая на Бога.

Дык, вроде уже лет девяносто этим занимаемся? Сперва строим, потом перестраиваем, потом ломаем, потом заново строим... И все, конечно, не уповая на Бога. Не надоело еще?