От Георгий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.08.2006 20:51:34 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Культура; Версия для печати

"Летайте самолётами Аэрофлота" - глупость или...?

Вы, друзья мои, наверное, помните, как в позднесоветское и особенно в
перестроечное время стали издеваться над этим достопамятным "слоганом".


- А ЧЕМ еще летать-то у нас? Кретины...


На самом деле это свидетельствовало о перерождении сознания людей,
прежде всего, условно говоря, образованных. "Вумники" начинали
предъявлять к окружавшему их бытию требования, несвойственные ему в
рамках имевшейся социально-экономической системы.

В том-то и дело, что реклама в условиях "зрелого" СССР - а она
существовала! - несла совсем не те функции, которые у нее имелись в
"рыночных" странах. В этой рекламе осуществлялась реклама ПРОДУКТА или
ДЕЙСТВИЙ, а не МАРКИ и не ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предприятия одной отрасли в условиях государственной-монополистической
экономики мыслились не как конкуренты, а как ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ
ОДНОГО И ТОГО ЖЕ "КОНЦЕРНА".
К ним - в теории - предъявлялись одни и те же требования, и они должны
были удовлетворять потребностям людей "на своем месте".

"Храните деньги в сберегательной кассе!" - это ни в коем случае не
"Пользуйтесь услугами Сбербанка!"

"Летайте самолетами Аэрофлота!" - это ни в коем случае не "Пейте какао
Ван-Гутена!" (Маяковский)

Эти лозунги - одной крови с "Все в Осоавиахим!" или с "Сдавайте деньги в
Фонд мира!" Т. е., грубо говоря, "шагайте в ногу с веком!" Типа перехода
со счет с костяшками на арифмометры.

То, что, начиная с 1960-х гг., такие лозунги стали восприниматься
иронически или издевательски, говорило о том, что "управление" перестало
соответствовать "объекту".

P.S. У меня есть "Книга о сыре" начала 1970-х гг. В предисловии автор
сетует, что потребление сыра у нас в СССР отстает от уровня развитых
стран, и призывает что-то делать в этом направлении, сам агитирует и пр.
Самое большее, на что он соглашается - это необходимость выбирать СОРТА
(твердые, мягкие, рассольные, пикантные и т. п.). Но ни о каких
предпочтительных "фирмах" (молокозаводах?) и речи, разумеется, нет.