От miron Ответить на сообщение
К О.И.Шро
Дата 04.05.2006 13:53:19 Найти в дереве
Рубрики Манипуляция; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Есть идея...

Не могли бы Вы связаться со мной по внутренней почте? Есть идея в развитии Вашего подхода.

Чтобы понять, как наследуется язык, нужно сначала ввести основные черты модели. В языке имеются слова, которые являются результатов многовековой работы общества по классификации явлений природы и самого общества. Обшие черты какого то явления природы выделяются и это общее явление обозначается символом из нескольких звуков. Так рождается знак–символ языка. Этот знак записан в мозге человека с помощью синапсов. Смыслы образуют многомерное пространство пересекаясь друг с другом. Например, табуретка одновременно является мебелью и деревянным предметом.

Значение каждого слово можно сравнить с электронным облаком. Известно, что локализовать электрон невозможно, но можно найти точку пространства, где вероятность его присутствия самая высокая. В других точках пространства вероятность встретить электрон ниже. Тем самым формируется облако.

Нечто похожее можно проименить и к значениям слов. Значение слова не однозначно. Какая то сущность наиболее точно описывается словом, другие имеют менее точное или косвенное значение. Значения слов записаы с мозгах людей, которые пользуются языком. Все эти значения разные. Но если провести круг на смысловом континууме и ограничить значение слова, записанное в одном мозге, затем в другом, затем в третьем, то плотность попадания значений на ту или иную точку как раз и образует облако вероятностных смыслов.

Когда слово произносится, то человек, услышавший слово не знает точно, в каком значении оно используется говорившим. Чтобы более точно ограничить значение слова требуется контекст, предложение. Возьмем предложение – Замок окружен стенами. Начав читать предложение со слова замок, мы встаем перед вопросом это замОк или зАмок. Далее идет слово окружен. Оно нам пока ничего не говорит. Далее идет слово стенами. Сразу же первое значение слова замОк становится мало вероятным. Но ве равно сохраняется определенная вероятность, что это именно замОк оркужен стенами. И только следующее предложение делает вероятность этого значения равной нулю.

Итак, хотя значения слов имеют вероятностный характер и часто перекрываются, но, если они включены в смысловой контекст, то их значения становятся более отчетливыми и определения их значений в составе текста приближаются к 100% надежности.

Если это так, то сразу возникает проблема о механизме наследования значений, смыслов. Как достигается столь эффективное сохранение основных информационных параметров языка? Как известно, язык очень устойчивая система и мы и через 200 лет прекрасно понимаем тексты Пушкина.

Язык, имея очень нечеткие определения в основе значений слов, передает их почти без изменений из поколения в поколения за счет грамматики и объединенного понимания группой людей при использовании текста. Отклонения значений компенсируются средним пониманием среднего члена общества. Если общество стабильно воспроизводится, то стабильно воспроизводится и среднее значение слов социокода.

Лингвистическая модель наследования может применена к наследованию структуры кишечной ворсинки. Кишечная ворсинка – это вырост стенки тонкой кишки, покрытый цилиндрическими клетками, специализированными на всасывании из просвета кишки питательных веществ. Клетки эти содержат набор ДНК, где записана вся информация о человеке. Однако используется только очень малая часть ее. Остальные гены заблокированы особыми белками – вспомните аналогию с полипотентным малышом и ограничением его поведения с помощью социальных табу во время воспитания детей. В глубине бороздок между отдельными кишечными ворсиками идет постоянное деление цилиндрических клеток. Но они не могут всасывать питательные вещества и нуждаются в дифференцировке (эти келтки играют роль детей). Это происходит путем разговора клеток между собой через щелевые соединяния, через которые из одной клетки в другую могут проходить мелкие молекулы, но не белки. Путем такого сигналинга, который очень похож на петровскую коммуникацию клетки сообшают, есть ли пространство для новых всасывателей или нет. Если нет, то клетки подвергаются самоубийству, если есть, то они мигрируют на верхушку ворсинки и становятся активными всасывателями. Однако они в конце концов погибают (как старики в первобытном обществе), слушиваются и заменяются новыми клетками. Трансмутация происходит путем адаптации числа клеток к пище через изменение блокировки генотипа. То есть высвобождается выклпченные потенциал генотипа. Точно также новатор в человеческом обществе как бы высвобождает забитый социальными ограничениями потенциал общества.

Механизм наследования лингвистического типа может быть применен для изучения наследования культуры. Например, М.К. Петров (1991) предположил, что социокод наследуется по тем же принципам, что и язык. Система правил поведения имеет вероятностный характер в своем описании и интерпретируется по разному разными членами сообщества. Однако эта система правил включена в текст жизни сообщества и кроме того смыслы правил записаны у разных людей, но в целом многомерность понимания смысла дает очень хорошую его воспроизводимость в среднем для среднего члена обшества. То, что не ясно решается на основе социального контекста, то есть в зависимости от ситуации и с помошью обобщения мнений разных членов коллектива. То есть значение слова социального кода вероятностно, но с помошью текста делает его смысл на почти 100% определенным. А что же выполняет функцию слова в тексте социокода? По Петрову, эту функцию выполняет отдельный человек, играюший свою социальную роль.

Как все это применить к передаче социокода, то есть культуры? Петров пишет, что для того, чтобы социокод передавался так же надежно как и язык, нужны при механизма. Первый он назвал коммуникацией. по русски это сообщение, передача информации, второй процесс–трансляцией, по русски, это тоже можно перевести как передача информации, наконец, третий процесс был назван Петровым как трансмутация. Что же понимал Петров под коммуникацией, трансляцией и трансмутацией? Первый процесс есть передача информации от одного индивида к другому в процессе их общения друг с другом. Это общение помогает решать значение слова социокода, сформированного после трансляции. По сути это общение напоминает работу нашего мозга по отфильтровыванию значений слов в процессе чтения текста. Когда поведение индивида, как слова начинает отклоняться от общепринятого понимания того, как он должен себя вести с помошью коммуникации.