У этой аналогии есть еще один более глубокий смысл. У наших дедов-прадедов не было иной идеальной модели общественного существования, кроме разделения на дворянство и черный люд.
Модель естественной взаимоответственной иерархии была утрачена вместе с боярскими(княжескими) вотчинными и монастырскими хозяйствами.
Идеалом карьерного роста становилось снижение рискованности жизни. Т.е. именно тот путь, который выбрало для себя русское дворянство, начиная с екатерининского "золотого века". Именно этот стереотип снижения риска привел к тому, что львиная доля русского дворянства в гражданскую войну не выступила ни на какой стороне. А тихо смылась за рубеж.
В Новочеркасске зимой 1917-18 года концентрировалось дворянство. Число офицеров Русской армии, находившихся тогда в Новочеркасске достигало 17-18 тыс. человек. А Корнилов набирал свою Добрармию практически из юнцов-юнкеров, фронтовых прапорщиков и студентов. Которые получали винтовку, пять патронов, несли патрульную и караульную службу под изумленными взглядами фланкирующих по центральным улицам капитанов, полковников и генералов. Вопрос об отстаивании каких бы то ни было идеалов для абсолютного большинства русского дворянства не стоял никак.
На фронтах гражданской войны воевали достойные друг друга противники - практически пополам разделившаяся часть дворянства и образованного класса, имевшая идеалы. В 1920-ом, в связи с польским наступлением тысячи офицеров-белогвардейцев сознательно перешли на сторону Красной армии. Но все равно их было безумно мало, что для белой гвардии, что для Красной армии.- По сравнению с дореволюционной численностью этого сословия. Основная масса сословия оказалась гнилью.
Приблизительно то же самое имело место быть и в период разрушения Советского строя. Обе стороны, сознательно боровшиеся против советского строя и сознательно его защищавшие, - были крайне малочисленны. Остальные - заняли позицию "моя хата с краю" - ровно в соответствии с идеалами возвышения, которые у них были.