От Шура Референт Ответить на сообщение
К IGA
Дата 28.04.2006 07:15:42 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Культура; Версия для печати

Re: Лукьяненко

Недавно таки посмотрел «Дневной дозор» с диска, хотя после «Ночного...» не больно то и хотелось. На удивление скажу, что эта часть понравилась больше первой. Чем? Хм... позже скажу. Главное, что захотелось-таки прочесть книжки. И вот что я скажу по этому поводу. Потому что никакое внимание к духовной жизни и всему прочему в том же духе не сможет перекрыть главного: иные - это совсем иная порода людей, своего рода продолжение традиции люденов Стругацких. И если там у этой новой породы людей был вполне объяснимый смысл - «прогресс» развития человечества, то что мы видим здесь? Оказывается, что война ведётся в течение тысячелетий и не вполне понятно - за что. Сами апологеты не больно-то понимают, в чём суть конфликта. Но выяснение этого вопроса - их внутреннее дело (а точнее - автора), а чем же для нас, читателей, объясняется смысл существования иных? Я не философские размышления автора имею в виду, а то, что подано в виде фона, сюжета, но как раз тут-то и видно наглядно. Оказывается, самым главным для иного вне дозоров являются магические воздействия шестого-седьмого уровня, то есть - по простому - решение мелких бытовых проблем без усилий и труда. Так, где тут людены с их «мировыми проблемами», недоступными простому человеческому пониманию? Но это простые, обычные иные. А что же дозорные? Оказывается, больше всего они обеспокоены тем, чтобы все эти людишки вдруг, случайно не выяснили, что на свете существует само это явление - иные, ведь иначе что начнётся? Правильно, межэтнический конфликт. И ради этого дозорные даже предают советский проект, который (допустим уж) сами же и придумали, для чего они сговариваются и подговаривают одного из исполнителей устроить саботаж на рабочем месте. После чего главный исполнитель, будучи чрезмерно совестливым, впадает в спячку как раз настолько, чтобы проснуться в аккурат к гибели обречённого с самого начала проекта. И бог с ней, но как быть с совестью иных (или автора), которые готовы ради борьбы с... с чем, кстати, только ли с коммунизмом и проектами глобального переустройства мира и сознания людей? Так вот, достаточна ли причина противодействия подобным проектам для того, чтобы ввергнуть страну в то беззаконие, которое должно было последовать в результате, ведь, по сути, Лукьяненко именно на это противодействие возлагает ответственность за срыв советского проекта, эксцессы советского периода и тот кризис, в который она неизбежно должна была быть ввергнута в результате смены советского проекта на некий иной. Так что, что мы видим? С одной стороны - тайна существования иных. С другой - жизнь и благополучие страны. Вся третья часть посвящена этому «вопросу бытия». И не видно, чтобы Лукьяненко сам возражал против такого взгляда. А вся последующая опупея с предотвращением всеобщей иноизации из космоса выглядит совсем уж кисло, особенно в части объяснения причин такой активности. Эгоизм тут не катит, потому как ВСЕ получат счастья задаром. Перебьют друг друга файерболами? Это как это? Если не останется НИ ОДНОГО обычного человека - откуда они будут черпать свою магическую энергию? Может именно в этом собака и порылась? Всё таки банальный эгоизм и нежелание терять то, что есть у тебя и не дано другому (особенно, когда этих других - большинство). Одним словом - сплошной пещерный расизм, уж извините.

И если в «Лабиринтах» Лукьяненко с этим расизмом ещё как-то борется худо-бедно, то тут ничего подобного не наблюдается.

Так что, хоть я и пропустил начало дискуссии, но судя по последним сообщениям, речь идёт о сопоставлении светлых с коммунистами или коммунизмом, или чем-то, что могло бы быть в России взамен коммунизма. Как ни странно, именно это и есть то нечто, что имеется в фильмах, и чего совершенно лишены КНИГИ о дозорах. ОСОБЕННО во втором фильме. В первом иные - в первую очередь - вампиры.