|
От
|
Alexandre Putt
|
|
К
|
Владимир К.
|
|
Дата
|
04.04.2006 18:04:11
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Объяснение этики
1. Нет определения проблемы. Не совсем понятно, что Вы пытаетесь установить. Из-за этого ходим вокруг да около.
2. Если проблема - Чубайс, то самым действенным способом атеиста будет следующее: объяснить ему, что безнравственное поведение чревато приходом дядей из милиции. Не спешите с выводами! Угроза наказания является самым действенным способом, угроза наказания в этой жизни - тем более (а что там после смерти - кто его знает). Вы сами наверняка в подобной ситуации (необходимости остановить хулиганов) угрожаете им не расплатой на небесах, а вполне конкретными правоохранительными органами.
3. Происхождение нравственности может быть установлено научными методами. Думаю, здесь два аспекта: из социальной сферы (что соответствует морали?) и из сферы психологии (воспитание детей). В самом деле, когда родители воспитывают детей, они не используют рациональные доводы и, как правило, не пугают божественными карами, для этого ребёнок должен обладать разумом взрослого человека. Нет, они прибегают к наказанию. Вполне рациональная угроза ремня, я думаю, со временем вытесняется в бессознательное (используя термин психологии), где уже позднее довлеет над поведением человека. Возможно, моё описание неверно, я незнаком с психологией, но, думаю, всё же правдоподобно. Позднее уже иррацианальному контролю (возможно, страх перерождается в ощущение препятствия, т.е. барьер, запрет в сознании) придаётся рационализация в виде бога или философской системы. Для нас что важно: изначальная система запретов, которую устанавливает родительский ремень, не имеет чёткого рационального объяснения. Родители сами не могут внятно объяснить, почему лгать или воровать нельзя. Но вопросы на данной стадии не возникают, главное - запрет. Сами запреты происходят из общества, из культуры.