>>Я бы на месте Канта не связывался с ощущениями, а ставил бы вопрос о восприятии реальности.
>В философском смысле ( и, следовательно в научном) - мир ощущений - это все что Человечество может восприять всеми своими органами чувств, т.е. вся окружающая нас "реальность".
Интересная мысль... Но ведь человек может не только воспринимать мир через свои ощущения, он ведь может и размышлять над судьбами мира, и это тоже будет его восприятие. Разве не так?
>>Да, есть мир, есть мое восприятие его, есть язык обшения, с помощью которого выясняются восприятия сотоварищей того или иного события - на основании этого и появляется возможность обобщить восприятие мира и формализовать восприятие в моделях. Как из этого вытекает мысль о том, что существуют ли разные миры или о том, существует ли реальность или нет?
>Не готов изложить развитие гносеологии. Тем более, что подзабылось многое за 20 лет.
Владимир, сейчас мне интереснее Ваши рассуждения, нежели багаж гносеологии...
>>Я согласен, что восприятие мира можно излагать в двух разных, но (!) взаимосвязанных моделях, - ощущении и осмыслении, так сказать единство и различие противоположностей, характеризуемых фиософскими категориями "качество" и "количество" соответственно. Сведение восприятия мира на практике только к ощущению или только к осмыслению путем определения первичности-вторичности указанных моделей угнетает, а в конечном итоге и подавляет личность в человеке.
>Вы не в ту степь. Достоверно известно только одно - что у нас есть ощущения. И мы ( а вот кто - мы - это уже есть разные ответы на этот вопрос) их обрабатываем. Это единственно достоверно. Все остальное наши домыслы. И основной вопрос философии ( в частности гносеологии) - соотношение мира ощущений и реальности. (Поиск абсолютной истинны).
Как я понимаю, эта истина сегодня уже имеет вид банальности, о которой и бессмысленно спорить, - так она очевидна: действительность первична, ее восприятие - вторично.
>Кант завершил развитие гносеологии ( начатое древними греками) получив отрицательный результат.
Каков, на этом основании, по-Вашему, должен следовать вывод?
>>Если я не ошибаюсь, философия марксизма ставит вопрос об определении первичности не к этим двум рассматриваемым моделям, а к реальности ...
>Философия марксизма к гносеологии отношения не имеет, за исключением работы Ленина "Империализм и империо...", где он переформулировал Абсолютную истинну, как бесконечный процесс познания, который, он надеется, сходиться.