|
От
|
Микола
|
|
К
|
Вячеслав
|
|
Дата
|
01.06.2005 11:14:26
|
|
Рубрики
|
История; Семинар;
|
|
Если уж не эмоции, то страсти, но такие, последствия которых бывают нам худые
День добрый!
>> Эмоции, как бы вы их не называли, "пассионарностью", биоэнергией
>не являются биологически предзаданными, а культурно опосредованными, они вызревает из недр человеческой истории, да-да, через напряженности, пребывая в диалектическом напряженном единстве и борьбе, и не только как в боксе, а как в жизни.
>На счет эмоций абсолютно согласен,
>но причем тут пассионарность или биоэнергия?
Эмоции-эмоции, но только эмоции не в узко-цеховой трактовке как "+" и "-" реакции, выражающиеся в формах опр. психических переживаний, а как переживаемые интенции, понимаемые в духе хорошей философской традиции (например, идущей от Бени Спинозы, где наши "стремления-купидоны" обрастали "радостями-летициями" и "горестями-тристициями" и анализировались в категориях способности к действию и динамики жизненной силы, через единство телесных и душевных изменений, etc ), т.е. passionis - страдания> passions - страсти + actionis - поступки, действия>actions
>Эмоции (шире все мысли и чувства опосредованные культурой) – ствол наводящийся на цель, действие – пуля, пассионарность - пороховой заряд. Простите за грубость аналогии.
Аналогия мне нравится.
>> По этим базовым эмоциям люди разных этносов еще недавно кардинально различались ("тоска", "воля" еще требовали экспликации на язык других культур), но сегодня таких различий становится все меньше? начинается новый виток.
>Может и меньше (хотя это само по себе и очень спорно, так как помимо глобализации идет и дифференциация). Да и на счет кардинального различия – все очень относительно. С чем эту историческую кардинальность сравнивать? В каких единицах рассчитать уменьшение числа различий? ИМХО видимое уменьшение различий обусловлено главным образом развитием технологии перевода смыслов. А воля как отличалась от свободы, так и отличается.
В этом есть резон, это катализатор. ИМХО:
Конечно, в современном мире сохраняется "сонмище" многообразных межкультурных различий и этно-характерологических особенностей народов, существует также множество нюансов этно-национальных переживаний, а также их "смыслов-образований", компоненты которых настолько слиты с вышеобозначенной специфике данной конкретной общности, что общечеловеческое содержание в них трудно различимо, оно как бы обрастает со всех сторон своим конкретно-историческим колоритом, причем так, что "за деревьями не видно леса". Эти "колориты" хотя сегодня и подвергаются видимым изменениям, но реально преобладают. А если постараться, можно также увидеть в этих реально присутствующих схемах общие реликты прошлого ("архетипы")"социальности" , которые проступая может быть менее зримо, но не менее реально (имманентно), подвержены все же меньшим изменениям. Я клоню вот к чему, что мне импонирует подход пытающийся рассматривать все эти этно- и социкультурные компоненты не только слитно, но и различимо, вскрыть их мозаичность, встроенность в различные социальные механизмы коллективного поведения. Это позволяет проследить вертикальную взаимосвязь различных уровней такого целостного системного образования как социальность с ее особенностями, увязав все это в единый этно-социокультурный процесс. Где вся система этих самых ваших стереотипов (хотя мне больше нравится attitudes & habitudes) социально необходимого поведения фрагментирована на привычные нехитрые, посильные человеку частные функции.
Я не специалист, ИМХО, но рассматривая этот процесс во времени, мы, как мне кажется, в общем получаем картину ветвления – распочкования культур со своими багажом "стереотипов", "ландшафтов", проч. и ищем разумные культурологические объяснения того, как на одном и том же месте существует некая культура, существует-существует, а потом вдруг пропадает, но затем снова возникает на новой основе, а по прошествие многих лет на том же самом месте вновь появляется, … но другая, разительно отличающаяся от своих предшественниц. Но все это завязано на единый процесс. Поэтому тщетно вскрывать "осадок" социальности в биологическом материале и проблемы поиска социального "кода" по схеме "шальных" мутаций природы, могут завести нас далеко, да "не в ту степь".
За сим мое почтение, Микола