|
От
|
Мстислав
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
19.02.2005 19:42:53
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Re: Методические соображения
>>2. Лапти
>>Конечно, химчистку Гозман приплел, как метафору. На большее у него воображения не хватило, но смысл понятен. При этом он читал тезисы моего доклада, и там прямо сказано об этой проблеме: «Жесткость заданного в СССР образа жизни была унаследована от длительной жизни в мобилизационных условиях (общинная деревня, а затем «казарменный социализм»). Сконцентрированный на идее «сокращения страданий», советский строй авторитарными способами нормировал «структуру потребностей». Новый советский проект будет выполняться уже людьми сложного городского общества, с пониманием той роли, которую играет в жизни общества разнообразие. Спектр морально оправданных потребностей будет не просто расширен, он станет регулироваться гораздо более гибкими нормами>.
>
>Я не понимаю, как здесь можно было увидеть «апологию бедности».
>С другой стороны, разве лапти при советском строе – признак бедности? Это крайне странное представление. Лапти – признак скудного личного потребления, вызванного или особой шкалой приоритетов или аскетизма. В отличие от предпринимателей-протестантов, наши крестьяне вовсе не были аскетами. А.В.Чаянов писал: «[Мы] склонны полагать, что каждый крестьянин не отказался бы ни от хорошего ростбифа, ни от граммофона, ни даже от пакета акций “Ойл Шелл Компани”, если бы к тому представился случай. К сожалению, в массе такого случая не представляется, и каждая копейка достается крестьянской семье тяжелым напряженным трудом. А в этих обстоятельствах ей приходится отказываться не только от акций и граммофона, но подчас и от говядины”.
>Таким образом, крестьянин отказывался от граммофона, говядины и сапог в соответствии с его шкалой приоритетов. Но тогда это еще можно было списать на бедность и не увидеть шкалы приоритетов, но никак не при советском строе. Крестьянин, ходивший в лаптях, был частичным собственником огромного национализированного богатства. Почему тогда еще нельзя было превращать это богатство в сапоги и граммофоны, доходчиво объяснил Сталин (Речь на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 г. Соч., т.14). Он сказал почти буквально то же самое, что написал я – независимо от меня.
>Я не понимаю, как в этом можно было увидеть «апологию бедности». Ольга меня тут очень удивила и озадачила.
>Товарищи отказываются от той шкалы приоритетов, из которой исходили в 30-е годы? Надо сказать, на каком основании – или они считают, что у нас не будет необходимости ужиматься в личном потреблении (сможем иметь и граммофон, и говядину, и акции “Ойл Шелл Компани”); или они принадлежат к той категории, которая сможет перераспределять блага в свою пользу. Третьего не дано.
>Я писал о новом советском проекте:
>> Порожденные вынужденным «казарменным» бытом 30-50-х годов стеснения и неудобства возрождать нет нужды (если Чубайс и Греф нас не разорят настолько, что снова начнем с сохи и лучины). >
>
>Здесь прямо сказано, при каких условиях нам придется ужиматься (надеть «лапти»). Товарищи не согласны надеть лапти в этих условиях – или они уверены, что таких условий не наступит? Судя по тону многих сообщений, их возмутила сама идея «вернуться к лаптям» - независимо от реальных условий.
>Думаю, тут или невнимательность к «условиям задачи» - или принципиальное расхождение позиций.
>Теперь конкретно о том, в каком контексте были упомянуты лапти. Речь шла о том, что, в отличие от 30-х годов, когда гражданская война временно привела к единомыслию и сплочению (подавила диссидентов), в нынешнем обществе имеет место раскол. Желательно обойтись без гражданской войны, а значит, придется идти на компромисс с теми, кого советский проект не устраивает. За приемлемый уровень их лояльности придется платить, а значит, нести дополнительные расходы – за счет потребления тех, кому советский строй нужен позарез.
>Читаем:
А почему лапти это
- признак скудного личного потребления, вызванного или особой шкалой приоритетов или аскетизма.
Лапти – традиция.
Почему крестьянин при Иване III не носил сапожек из сафьяна, а помещик носил? Приехал домой помещик Болеслав Иванович с войны с Левонским Орденом, где десять раз под смертью ходил. Встречают его крестьяне, с хлебом и солью. Песню заздравную поют, почитают, как героя. Выходит староста вперёд и говорит: «А мы защитник наш родимый, Болеслав Иванович не дадим Вам деньгу на отряд Ваш, побитый под Ивангородом. Не справим вашим служивым новых сапожек и кольчужку не подлатаем. Да и Вам, на Ваши именины хрен с редькой поставим. Не серчайте, сапожки всеми 50тью дворами справили. Всем и старым и малым.» Посмотрел на них тоскливо Болеслав Иванович, взял свою палицу, и начал гонять по своим именьем всех крестьян в сапожках. Под вечер, выпив медовухи, залёг спать. Поплакали крестьяне и послали старосту с жалобой к воеводе заступнику. Всё как есть рассказал ему староста, после чего его дня два до дома гнали плетьми. За что? Да потому что Болеслав Иванович кровь проливал, под Нарвой кольчужных вшей кормил, ноги морозил. Его кололи, били булавой по голове, стрелой плечё пробили, царь благодарил его за службу. Обещал ещё село подарить за службу. Сейчас месячишек на зимние каникулы, затем на сборы под Урюпинск, затем, через неделю под Смоленск пошлют, в болота, с гнусом и ржавой водою из заснеженных болот, затем в Москву, на смотр воеводе, со всем отрядом. И если не дай Бог не отлаженное снаряжение, не дай Бог не откормленные лошади, не дай бог, не сытый отряд, вмиг из 50 ти дворов, станет 30 дворов и деревеньку дадут на Сев. Двине, где кроме диких лесных охотников, никого нет. А тут… ироды… И воевода знает, что ему будет. ВЛС Царём Батюшкой проводится регулярно. После этого отошлют в Крыжополь.
Да и вряд ли староста мог такое сказать, да и сделать. Традиция, растудыть её. Только сообща можно прожить. Один защищает, другой куёт, третий землю пашет, четвёртый шерсть прядёт. Это ли не социализм. Чуть кто обожрал другого, всё, где-то третий вспахать поле не сможет, четвёртому не хватит деньги на нормальную кольчугу, купит короткую, и под Псковом в шею кинжалом получит, и т. д.
Кстати, поэтому и не было беглых крестьян и быть их не могло, так как не дай Бог не так что-то сделаешь, не дай Бог, напьешься медовухи на сеновале, а потом пришибёшь кого-нибудь, так тебя махом на сельском сходе плетьми, затем штраф и выгонят. Зачем убийца, лентяй и пьяница в общине. И счастье будет, если товарищ помещик возьмёт на службу военную, где до конца жизни будешь с копьём на диких немцев в шапках рогатых нападать, а то могут и в челядина превратить, а то и вообще, Иранцам продать, белые славянские рабы очень ценились во всех странах. А так обычно приходилось отправляться в город и там учиться чему-нибудь, лишь бы не подохнуть с голоду.
Почему при Петре Алексеевиче, помирая от тяжких работ на государство, да на ещё на помещика не бунтовали, а если бунтовали, то против произвола вельмож. И не носили сапожек сафьяновых, так как работали за себя, за Царя, за Помещика-защитника, которого царь-батюшка учиться отправил. Царю для войны деньги нужны – за нас воюет. Вон куда швед прёт. Помещику тоже деньга нужна, так как сильно жизнь дорога в Голландии. А всё, что останется, на семью. А если не дай Бог красные сапожки куплю и деньгу не дам, так в Сибири буду острог для себя строить.
Почему при Сталине в лаптях? Так опять же работать надо. Цель есть. И не дай Бог председателю скажешь, извини, товарищч, решил я, что вместо кирзы, хочу «Ralf», и работать решил не за палочки, а за деньгу. «Ralf» хочу. Мне глубоко перпендикулярно, какие у Вас высокие цели, какой у Вас план, хочу жить лучше чем другие. Тут уже говорить не приходится. Есть люди, которые всё это помнят прекрасно. Традиция, растудыть её. Это наша настоящая жизнь. Жизнь, где только сообща, не по отдельности, можно жить, нужно жить. Все в одной лодке.
Поэтому, на знамёнах должен быть лапоть, а не серп и молот и орёл.
Простите, если кого обидел.
По поводу речи товарища Сталина на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 г.
Дед мой, ссыльный и репрессированный, воевавший и любящий Сталина даже в 1989 году говорил так: «сначала сынок надо кушать сухарики с водой, затем, если всё хорошо, можно сухарики с молочком, затем, черный хлебец, с картошечкой и молочком, и так до чёрной икры. Но если ты обожрешься чёрной икры сразу, может получится, что потом всё жизнь будешь есть сухарики и запивать чистой водой»