От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К И.Л.П.
Дата 01.03.2005 20:25:02 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Важно ли это?

>>Пример: когда А.Д.Сахаров писал письма Брежневу с требованием разрешить открытие театра на родном языке любому народу - то требовал он оные свободы именно для всех жителей СССР. Но так уж вышло, что у (почти) всех народов такие театры были и без Андрея Дмитриевича, а вот у евреев - не было. Поэтому его действия казались многим тогда и кажутся многим сегодня направленными на защиту еврейского меньшинства.
>
>У большинства советских евреев в брежневское время родным языком был русский. Идиш уже мало кто из них знал, кроме, разве что, пожилых людей. Кстати, этот язык и в Израиле был не в почете. Если имелся в виду иврит, то его советские евреи практически не знали, и родным он никак не мог для них быть. Таким образом, евреи в большинстве своем ходили в русские театры и еврейские актеры (в достаточно большом числе) играли там же. Так кого же в данном случае защищал Сахаров?

Предполагаю, что у многих народов СССР, не только у евреев, родной язык постепенно вытеснялся в быту русским - в силу научно-технического прогресса в виде радио, телевидения, печати, в силу преподавания в школах и ВУЗах на русском языке и т.д. Но одним разрешали создавать театр на родном языке (пусть его слушателями были в основном пожилые люди и приведенные ими дети), а другим - нет. Да и что театр - в скольких школах в СССР преподавался идиш? Ни в одной, в т.ч. и в Еврейской автономной области! В скольких школах в СССР преподавался иврит? Ни в одной! Была ли издана в СССР хотя бы одна книга на русском языке по еврейской истории или культуре? Нет! Все это заметно не соответствовало среднему положению по стране, и представлялось несправедливым - в том числе и тем, кого это не задевало лично. Поэтому Сахаров защищал интересы всего общества, а не только той небольшой части граждан, кто действительно хотел бы отдать ребенка в школу с преподаванием идиш или иврита.

Когда Сахаров (и не только он) протестовал против расстрела Затикяна, он боролся не только за жизни трех конкретных армян - ведь взрыв в метро 8 января 1977 года вызвал всеобщее возмущение, и убедительное публичное доказательство вины обвиняемых, если обвинение располагало такими доказательствами, содействовало бы всеобщему осуждению преступников, и увеличению веры граждан в добросовестность КГБ. А было по-другому: суд над Затикяном и его предполагаемыми соучастниками был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре - расстрел). Даже после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трех обвиняемых). Обвиняемых расстреляли через 3 дня после приговора. К чему такая спешка - особенно в условиях, когда несколько человек выступили с заявлениями, что Затикян в день взрыва был в Ереване (и даже оставили А.Д.Сахарову письменные показания об этом) ? Вы считаете, что протестуя против подобной практики КГБ, А.Д.Сахаров и другие демократически настроенные граждане действовали только в интересах конкретных Затикяна, Степаняна и Багдасаряна (или, скажем, армянского меньшинства)? По моему глубокому убеждению, он действовал в данной ситуации в интересах всего общества.

С уважением,
Сергей Вадов