От Александр Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 19.02.2005 00:59:49 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Чаянов неправ

> Лапти – признак скудного личного потребления, вызванного или особой шкалой приоритетов или аскетизма. В отличие от предпринимателей-протестантов, наши крестьяне вовсе не были аскетами. А.В.Чаянов писал: «[Мы] склонны полагать, что каждый крестьянин не отказался бы ни от хорошего ростбифа, ни от граммофона, ни даже от пакета акций “Ойл Шелл Компани”, если бы к тому представился случай. К сожалению, в массе такого случая не представляется, и каждая копейка достается крестьянской семье тяжелым напряженным трудом. А в этих обстоятельствах ей приходится отказываться не только от акций и граммофона, но подчас и от говядины”.

Дело не только в тяжелом труде и экономии усилий. Сушествуют и социальные механизмы. Тот же передел земли. Энгельгард писал что даже крестьяне купившие землю "в вечность" считают законной ее передел через некоторое время. То есть добровольно "отказываются" "от граммофона, и даже от пакета акций “Ойл Шелл Компани”", даже когда "представился случай". И даже когда излишек земли позволяет перейти на менее трудоемкие культуры и снизить степень самоэксплуатации. Посеял овес и в ус не дуй.

Кстати, поскольку передел повышает уровень самоэксплуатации, продуктивность обшества в целом повышается.

>Таким образом, крестьянин отказывался от граммофона, говядины и сапог в соответствии с его шкалой приоритетов. Но тогда это еще можно было списать на бедность и не увидеть шкалы приоритетов, но никак не при советском строе.

Вот именно. Но шкала приоритетов не живет без культурных подпорок. Крестьянин не может всевидяшим оком охватить "огромного национализированного богатства", чьим частичным собственником он был. Поэтому применял определенную культурно обусловленную теоретическую модель. Наши же шибко грамотные исторические материалисты культурные модели отвергают с порога и готовы сломать все что не вытекает непосредственно из их физиологических потребностей.

>Я не понимаю, как в этом можно было увидеть «апологию бедности». Ольга меня тут очень удивила и озадачила.
>Товарищи отказываются от той шкалы приоритетов, из которой исходили в 30-е годы? Надо сказать, на каком основании – или они считают, что у нас не будет необходимости ужиматься в личном потреблении (сможем иметь и граммофон, и говядину, и акции “Ойл Шелл Компани”); или они принадлежат к той категории, которая сможет перераспределять блага в свою пользу. Третьего не дано.

Товарищи являются проповедниками, чье призвание донести благую весть о прогрессе до российских туземцев.

>Теперь конкретно о том, в каком контексте были упомянуты лапти. Речь шла о том, что, в отличие от 30-х годов, когда гражданская война временно привела к единомыслию и сплочению (подавила диссидентов), в нынешнем обществе имеет место раскол. Желательно обойтись без гражданской войны, а значит, придется идти на компромисс с теми, кого советский проект не устраивает. За приемлемый уровень их лояльности придется платить, а значит, нести дополнительные расходы – за счет потребления тех, кому советский строй нужен позарез.

Эта мысль прямо-таки кошунственна. Помню перед отправкой себя в Америку поехал с женой на Грушинский фестиваль авторской песни. Жили в палатке, питались консервами. Мероприятие масштабное, молодежное, и на него сьехалось изрядное количество протестантских проповедников. Один из них пристал к нашей группке как репей, рассказывая на ломаном Русском что посмотрев на девушку и подумав "какая красивая" мы попадем в ад.

Институтские приятели сестры жены, составлявшие большинство нашей компании вслух обсуждали потребности не умолкавшего ни на миг обрашаюшегося к ним проповедника, а также возможности компромисса - при каких обстоятельствах он согласится оставить нас в покое, или хотябы умолкнуть: "Чего он к нам пристал? Может голодный? Может сгушенки хочет? - ей, мужик, возьми баночку, подкрепись..."

Мужики изгалялись и кошунствовали нарочно. Вы, подозреваю, искренне не понимаете и причиняете боль их утонченным душам. Еврохимчистка - это святое. Это прогресс во плоти. Он говорит о еврохимчистке чтобы Вы устыдились того как погрязли во грехе лаптей, а Вы еше сильнее в смертный грех лаптей погрузиться чтобы Гозману химчистку обеспечить. Возможно, понять Гозмана, Скептика, Ольгу и прочих миссионеров западной бyржуазной идеологии поможет Сахлинс":

"Американские миссионеры без конца жаловались, что проблема гавайцев в том, что у них недостаточно презрения к самим себе. Они слишком много едят, смеются и совокупляются и слишком мало работают. Островитяне просто не понимают, насколько они испорчены. Вся еврейско-христианская космология человеческого существования, человеческой природы, изначально испорченной грехом, жизни как наказания, – вся эта система ненависти к самому себе должна быть наложена и на них – «бешеная, карательная ненависть к жизни», как называл ее Ницше, «жизнь, ненавидящая саму себя». Только тогда, когда они станут достаточно противны самим себе, они будут готовы стать такими «цивилизованными», как мы." http://www.situation.ru/app/j_art_478.htm

Убожество советской химчистки по их замыслу должно открыть нам глаза "насколько мы испорчены", развить "достаточное презрение к самим себе". А Вы, вместо того чтобы понять кто такие русские на етом свете упорствуете со своими лаптями в смертном грехе бедности. Зачем самому Гозману еврохимчистка, когда миллионы людей погибают во грехе лаптей не покаявшись. И каяться не думают?