M-003 Конкуренция снижает не цены, а зарплаты относительно цен (*)
Очень вредная ложь, что рынок с его конкуренцией будет, якобы, снижать цены в битве за потребителя и от этого всем станет лучше. Вот моё опровержение:
В условиях рынка потребители преследуют свою выгоду и стремятся покупать у того продавца, товары которого дешевле. Но при этом и работники у «выгодного» продавца получают меньше. Поэтому в погоне за своей выгодой потребители уничтожают предприятия с более высокими зарплатами, но ведь почти все потребители – еще и работники. Сегодня они уничтожили своими предпочтениями дешевизны и лоска нормально оплаченные и гуманно загруженные чужие рабочие места, а завтра другие потребители точно также уничтожают уже их нормальные рабочие места. И в результате преследования собственной выгоды условия жизни почти у всех «наемников» ухудшаются.
Средний предприниматель ведь не дурачок. Он не будет в долговременном плане снижать свою прибыль, потому что это уменьшит его возможности в модернизации, и он станет несостоятельным в периодически возникающей конкурентной борьбе. Предприниматель так снижает цены и зарплаты, что потери от снижения цен с избытком компенсируются ему выгодой от экономии на снижении зарплат. Поэтому конкурентная борьба служит перераспределению богатств от наемных работников к бизнесменам.
Разумеется, ситуация «снижаем цены и зарплаты» – наиболее наглядный случай. Но на практике (не вдаваясь в принципы работы денежного механизма в условиях рынка) более распространен такой вариант, когда и цены растут, и зарплаты, но цены растут быстрее. Есть и еще вариант: зарплаты растут быстрее цен, но загруженность растет так, что компенсирует разницу между ростом цен и зарплаты с избытком.
А бывает и откровенный демпинг, когда бизнесмен идет на снижение прибыли с целью истребить конкурента. Но потом-то уж цены будут подняты для компенсации потерь, либо они держатся на убыточном уровне в этой первой сфере деятельности за счет второго направления деятельности, которое дает избыточную прибыль из-за умерщвления (экономического) конкурента в первой сфере деятельности, через которую он мог бы войти во вторую.
Варианты могут быть разные, но суть этих вариантов – одна и та же – выгода бизнеса, а не работников. Поэтому при формальном росте материального достатка в странах Запада люди уже вымирают. Ущерб от перенапряжения даже в этих наиболее благополучных странах непропорционально велик относительно получаемых благ.
( http://dmitgu.narod.ru/v01/books/book01/v02/b1p4/b1p412.html – «II. Отторжение коллегиальности рыночными механизмами»)