|
От
|
Pout
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
31.08.2004 22:06:07
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
к ч.3. Утилитраизм
Философская энциклопедия т.5 M. 1971г, стр. 290 Г.Батищев
Утилитаризм>
Философский и идеологический принцип, соглсасно которому всякий
природный и культурный феномен рассматривается не в его собственной
конкретности, а лишь как средство для внешней цели - полезного эффекта.
С точки зрения У. - всякий предмет, богатство определяются через ту
пользу, которую может из него извлечь потребление (индивидуальное или
производственное) или некоторый социальный институт , возведенный в
самоцель. Для У. все только служебно и мир есть резервуар "вещей", более
или менее пригодных для утилизации.
Буржуазное сознание рассматривает предметный мир культуры "под углом
зрения какого-либо внешнего отношения полезности" (Маркс ИРП, 504). Это
сознание определяется _oвеществлением_ и соответствующей ему системой
отношений полезности. Отношение полезности есть такое реальное,
связанное с реальным отношением отчуждения отношение, при котором
предмет воплощения человеческих способностей функционирует
преимущественно без их распредмечивания, как готовые полезные средства,
безотносительно к создавшей их творческой деятельности и ее характеру,
генезису, смыслу и т.п. В науке- результат мышления обретает
самостоятельную форму "готового знания", соответствующего его возможной
утилизации. Наиболее развитое выражение отношение полезности получает в
классовой эксплуатации.
Гегель видел в "теории полезностей" итог идеологии Просвещения (см. т.4,
312, 302)..... Маркс исследовал за извращающим творческий характер
человеческой культуры "словесным маскарадом" теории полезности
"действительный маскарад"- то реальное извращение, когда "для индивида
его отношения имеют значение не сами по себе, не как самодеятельность, а
как маски некоей 3ьей силы и отношения", которое подставляется на место
конкретного содержания этих отношений"(MEGA Abt .1, bd. 5, 388).
В классовом обществе господство собственно материального производства
над культурой навязывает ей мерилом полезность, делает полезность
способом включения индивида в общественную связь в качестве средства,
низводя его до уровня экономического персонажа. В системе разделения
деятельности наделенные самостоятельностью наука и искусство
преобразуются по образу и подобию мат. производства. Буржуазное
производство создает "систему всеобщей эксплуатации природных и
человеческих свойств, систему всеобщей полезности, даже наука - так же,
как и все физические и духовные свойства человека,- выступает лишь в
качестве носителя этой системы всеобщих полезностей и нет ничего такого,
что все этого круга общественного проиводства и обмена выступало бы как
само по себе более высокое, как правомерное само по себе"(Маркс, т.46
ч.1, 386-7).
"Способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто
третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено
на всё без разбора, - т. е. развитие меновых стоимостей (и денежных
отношений) - тождественна всеобщей продажности, коррупции. Всеобщая
проституция выступает как необходимая фаза развития общественного
характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей.
Выражаясь более вежливо: всеобщее отношение полезности и годности для
употребления." (там же, стр.216)
При отношении полезности исполнители утилизуют предметные формы культуры
и тем самым - друг друга. Утилизация создает иллюзию связи там, где на
деле продолжает углубляться разрыв между развиваемой в отчужденной форме
культурой - и ничтожными по сравнению с ней индивидуальными
способностями "частичных работников", форма поведения которых становится
все более алгоритмизованной и враждебной творчеству.
-------