От Pout
К Pout
Дата 31.08.2004 22:06:07
Рубрики Прочее;

к ч.3. Утилитраизм

Философская энциклопедия т.5 M. 1971г, стр. 290 Г.Батищев

Утилитаризм>

Философский и идеологический принцип, соглсасно которому всякий
природный и культурный феномен рассматривается не в его собственной
конкретности, а лишь как средство для внешней цели - полезного эффекта.
С точки зрения У. - всякий предмет, богатство определяются через ту
пользу, которую может из него извлечь потребление (индивидуальное или
производственное) или некоторый социальный институт , возведенный в
самоцель. Для У. все только служебно и мир есть резервуар "вещей", более
или менее пригодных для утилизации.
Буржуазное сознание рассматривает предметный мир культуры "под углом
зрения какого-либо внешнего отношения полезности" (Маркс ИРП, 504). Это
сознание определяется _oвеществлением_ и соответствующей ему системой
отношений полезности. Отношение полезности есть такое реальное,
связанное с реальным отношением отчуждения отношение, при котором
предмет воплощения человеческих способностей функционирует
преимущественно без их распредмечивания, как готовые полезные средства,
безотносительно к создавшей их творческой деятельности и ее характеру,
генезису, смыслу и т.п. В науке- результат мышления обретает
самостоятельную форму "готового знания", соответствующего его возможной
утилизации. Наиболее развитое выражение отношение полезности получает в
классовой эксплуатации.
Гегель видел в "теории полезностей" итог идеологии Просвещения (см. т.4,
312, 302)..... Маркс исследовал за извращающим творческий характер
человеческой культуры "словесным маскарадом" теории полезности
"действительный маскарад"- то реальное извращение, когда "для индивида
его отношения имеют значение не сами по себе, не как самодеятельность, а
как маски некоей 3ьей силы и отношения", которое подставляется на место
конкретного содержания этих отношений"(MEGA Abt .1, bd. 5, 388).
В классовом обществе господство собственно материального производства
над культурой навязывает ей мерилом полезность, делает полезность
способом включения индивида в общественную связь в качестве средства,
низводя его до уровня экономического персонажа. В системе разделения
деятельности наделенные самостоятельностью наука и искусство
преобразуются по образу и подобию мат. производства. Буржуазное
производство создает "систему всеобщей эксплуатации природных и
человеческих свойств, систему всеобщей полезности, даже наука - так же,
как и все физические и духовные свойства человека,- выступает лишь в
качестве носителя этой системы всеобщих полезностей и нет ничего такого,
что все этого круга общественного проиводства и обмена выступало бы как
само по себе более высокое, как правомерное само по себе"(Маркс, т.46
ч.1, 386-7).
"Способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто
третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено
на всё без разбора, - т. е. развитие меновых стоимостей (и денежных
отношений) - тождественна всеобщей продажности, коррупции. Всеобщая
проституция выступает как необходимая фаза развития общественного
характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей.
Выражаясь более вежливо: всеобщее отношение полезности и годности для
употребления." (там же, стр.216)
При отношении полезности исполнители утилизуют предметные формы культуры
и тем самым - друг друга. Утилизация создает иллюзию связи там, где на
деле продолжает углубляться разрыв между развиваемой в отчужденной форме
культурой - и ничтожными по сравнению с ней индивидуальными
способностями "частичных работников", форма поведения которых становится
все более алгоритмизованной и враждебной творчеству.

-------



От Pout
К Pout (31.08.2004 22:06:07)
Дата 01.09.2004 00:47:12

Re: дополнительно к ч.3. из глоссария . Овещнение, опредмечивание

Философская энциклопедия т.4 1969г стр 127 Г.Батищев

(фрагмент)

Овеществление (нем.Verdinglichung, Versachligung, англ. reification ) -
такая исторически преходящая форма _опредмечивания_, когда человек
низводит себя до уровня вещи...богатство своих сил - в наделеннное
самостоятельностью внешнее "богатство", в социальный "вещный
мир"("среду").Различение О.и опредмечивания - одно из открытий Маркса.
Утилизаторское отношение к человеческому определению как просто вещи ,
не принадлежащей к определению самого человека как человека , есть
выражение сил О. С ним связана "персонификация вещей"- перемещение
соотношения субъект - объект.
При О.человек человек - просто наличное бытие рабочей силы ,часть
природы "вещь,хотя и живая,сознающая себя, вещиь, и самый труд есть
вещное выражение этой силы". Поэтому предметное тело его культуры
выступает как "нечто потустороннее, как вещь" ( Das Kapital, bd.1,
s.119, 221, Kapital bd.3 951, 621), как могущественный"порядок вещей"
(институциональных структур и т.п. Верное понимание О. очень важноь в
социально-экономических проблемах...
См. Отчуждение, Фетишизм
Ли-ра --- Lukacs G. Historie und Klassenbewustsein, Berlin 1923, etc


ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - понятия, оформившиеся в
историко-философской традиции на стыке немецкой
трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма.
Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии
Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения
процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики
объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи
снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое
закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме. Будучи введены в
теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и
переформулировки задач философии, понятия О. и Р. употреблялись Марксом
как фундирующие его идеи развития "родовой сущности" человека
(деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида);
отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие
ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма
(деперсонализации человека и персонализации вещей); господства
овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект
манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и
продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот
круг идей переосмысливается Марксом в концепции овещнения (приобретения
отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг
идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором
на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение
овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и
фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе.
Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребованной
прежде всего в качестве диалектики "деятельностных способностей"
субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях
советской философии. Здесь стало классическим понимание: 1) О. как
перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что,
собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие
схемы с деятельности и воплощение ее в культурной - знаково оформляемой
и ценностно нагружаемой - форме, что сдвигает анализ с процессов
овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта);
2) Р. как делания "сущности" (социокультурной его компоненты) предмета
достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой
способности (через усвоение и критическое переосмысление
социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур
О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и
нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на
экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции,
обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления
смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений,
процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии,
этнометодологии, феноменологической версии социологии знания.
Переосмысление проблематики О. и Р. и самой терминологии во многом
произошло в результате "эпистемологического поворота" в философии и
социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже
оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана
сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками
Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма
усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была
предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала
(как и с других позиций - феноменология) идею О. и Р. с рассмотрения
отношения человек - предмет (вещь) на отношение человек - знание
(предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает
пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных
объектов, обоснований и т.д., а О.- как построение новых предметных
понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как
проективно-конструктивная процедура).


В. Л. Абушенко
История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.
2002. - 1376 с.