От Привалов Ответить на сообщение
К Temnik-2 Ответить по почте
Дата 15.07.2004 14:29:08 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Это вы просто материалом не владеете.

В области высшего образования, как и практически в любой другой области сейчас, то, что правительство говорит и то, что оно делает - это две совершенно разные вещи.

Болонский процесс активно используется в России как оправдание деятельности Министерства образования по разрушению (называемому реформированием)российского высшего образования. Проводятся эти действия в директивном порядке, и часто вовсе не имеют касательства к реальному содержанию этого самого болонского процесса. Так, ссылаясь на него, были приняты новые образовательные стандарты на большинство специальностей, ограничивающие сверху количество аудиторных занятий студентов 27 часами. Я не смог нигде найти такого требования в документах, связанных с Болонским процессом.
Однако в России теперь это - закон, и ВУЗы обязаны его выполнять.

А что до требований научной общественности - то можно требовать сколько угодно, и если позволят средства, даже побазарить с коллегами из Европы - Министерство образования работает по принципу "собака лает, а караван идёт". Очень показателен пример с ЕГЭ - Совет ректоров ВУЗов РФ неоднократно высказывался против поспешного введедния этой формы приёмы в ВУЗы - кто-нибудь из принимающих решения обратил на это внимание? В этом году МГУ осталось единственным ВУЗом, который по ЕГЭ не принимает. А ВУЗам Самарской области, например, в этом году вообще запретили проводить собственные экзамены, и обязали вести приём только по ЕГЭ. Нашего ректора, который до конца пытался отстоять право на собственные экзамены (наряду с приёмом по ЕГЭ) специально вызывали в министерство, и теперь у нас всё как они велят.

И это в то время, когда глупость приёма по ЕГЭ становится очевидной даже идиоту. Вот свежие примеры из практики приёма этого года в МФТИ (их тоже заставили принимать по ЕГЭ, наряду со своими экзаменами) - они поверили Филиппову, который как-то говорил, что ЕГЭ на полный балл напишут от силы 10 человек в России, и приравняли ЕГЭ выше 95 баллов к полному баллу их вступительных экзаменов - и к ним хлынул поток около 100 балльников с Северного Кавказа, Татарстана, Башкирии и т.д. При этом, многих этих людей с почти 100 балльным результатом по математике, например, как выяснилось на собеседовании, ставил в полный тупик вопрос типа "чему равен arcsin(3)?"

А для тех, кто будет лезть со своими претензиями в обход Министерства образования - есть дубина, и она уже активно используется - проект разделения ВУЗов на ведущие и неведущие. Ведущие будут фининсироваться из гос. бюджета, а неведущие - из местных бюджетов со всеми вытекающими отсюдя последствиями. А как вы думаете, кого запишут в ведущие - того, кто все приказы и письма министерства выполняет, даже если они носят "рекомендательный" характер, или того, кто на родимое министерство в Болонью жалуется?

Так что никакого "вакуума полномочий" у министерства образования нет и никогда не было. Есть чётко продуманный план по реализации "реформы", а также по нейтрализации противодействия этой "реформе" со стороны общественности, включающий и выступления высшего руководства типа Филиппова, на словах чего-то там осуждающих, а на самом деле на процесс принятия реальных решений никак не влияющих.

И спасти ситуацию, по всему видно, может только смена власти и смена курса.