>>//Русская культура - это культура, в первую очередь, христианская. То есть базовые культурные понятия, определяющие мораль общества (добродетель, грех, Божий суд, бессмертие души) -совпадали с европейскими. //
>
>>Христос родился не в Европе, а в Иудее, в Назарете.
//Родился Он в Вифлееме :) А Назарет в Галилее :)//
Да в Вифлееме. Но принципиального возражения не последовало. Следовательно вы признаете, что ценности европейцев и русских до 1991 года различались?
>>На таком же основании я могу объявить и русскую и европейскую культуру - иудейскими. Вас это устроит?
//А что, разве в Иудее базовые культурные понятия, определяющие мораль общества, совпадают с европейскими и русскими?//
Нет. Я просто хотел сказать, что не следует
>>//Русские используют европейские государственные институты и механизмы. //
>>С 1991 года.
>Гораздо раньше. С Петровских реформ, по крайней мере.
Петровские реформы в России привели к 1917 году, Февралю. Поэтому давайте их не вспоминать. Что касается европейских институтов, то у нас они не имели такой силы как на Западе. Было два главных государственных института - царь и крестьянская община. Они держали на себе Россию.
>>//Русская литература - часть европейской. //
>>Тем не менее европейцы ставят Толстого и Достоевского выше всех своих современников. И признаются, что они не могут до конца их понять.
//А Вы - можете?//
Нет. До конца понять свои произведения может только написавший их. Но и европейцы никогда не считали Достоевского и Толстого СВОИМИ писателями. Их всегда считали РУССКИМИ.
>>//Русские театр, живопись, музыка - европейские в своей основе.//
>>В основе? То есть они на русской земле европейцами созданы и ими процветали?
//Вклад европейцев в создание русского театра, музыки и живописи - общеизвестен. Я еще забыл сказать про архитектуру. Но речь не о личностях, речь об основах. Я не искусствовед, доходчивее объяснить не могу. Но понятно же, о чем речь: картину русского художника от картины итальянского художника отличить труднее, чем каждую из них - от картины японца.//
Да, труднее. Если не быть искусствоведом.
>>//Русская школа построена по европейскому образцу.//
>>Русская школа - школа университетской культуры.
//Вот именно. Школа европейской университетской культуры. Не восточные же медресе в основе русской школы! А своей школы на Руси не было вплоть до конца XVII века.//
Университетской культуры, которую Запад после своей мутации заменил на мозаичную, а университеты сделал частью социально-расового отбора. Мы взяли у Запада формы и наполнили их совершенно иным содержанием. Что же касается отсутствия школ то где-то ведь грамоте учились те, кто на бересте писал?
>>И полностью проигнорировали различие между католичеством и Православием. Или даже больше - между Православием и протестантизмом, опорой капитализма.
//Для данного уровня анализа межконфессиональные различия несущественны.//
Но после вашего "анализа" не остается объектов для синтеза. Допустим, Россия заимствовала у Европы 1-ое, 2-ое, 3-е и 10-е. Но "заимствовав" наполнила формы совершенно иным содержанием. Поэтому иностранцы, приезжая в Россию уже после Петра I, жаловались, что русские - это варвары, которым не идет на пользу европейские институты и европейское просвещение...
>>После хотя бы критики Ницше, единство ценностей России с Европой - миф. У них "Бог умер" уже давно, у нас начал умирать не так давно...
//Ленин провозгласил, что "всякое заигрывание с боженькой есть труположество" примерно тогда же, когда и Ницше "похоронил" Бога. И воспринявших идеи Ленина было в России куда больше, чем в Европе ницшеанцев. Так что в скорости отпадения от Бога можно не соревноваться.//
Вы не поняли. На Западе "Бог умер" примерно в то время, когда началась Реформация. "Бог умер" - обозначает смерть разумеется не Бога, а христианских представлений о Боге. У пуритан и кальвинистов Бог стал мстительным карателем, у ученых - гипотезой, зачастую излишней, у философов - "идеей". В Боге никто не видел живую личность. Потом умерли и христианские представления о нравственности, их смерть затянулась. Но в России и после Ленина Бог не умер. Верующих было очень много и даже атеисты воспринимали нравственные ценности как абсолютные. Тот же Ленин, для которого социальная справедливость была Богом. У нас были атеисты, которые с Богом боролись во имя Его же правды, неверно понятой. А на Западе были индифферентные люди, которые чтили только выгоду и успех. И сейчас чтят.