От alex~1 Ответить на сообщение
К Zhlob
Дата 27.07.2004 13:21:23 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Re: Нужно определиться...

> Если верить СГ, то традицию нужно всегда учитывать и, по возможности, сохранять.

Я не думаю, что имелись в виду любые традиции и их сохранение при всех обстоятельствах.

>>Российская система образования в своих лучших образцах была насквозь прозападной и готовила, в общем, "европейцев".
>
>Насколько я наблюдаю, такие тенденции реформами только усугубляются.

Не думаю. Но это тема для обсуждения.

> Кстати, качество ее среднего уровня сейчас принято здорово переоценивать.

>Для подтверждения этой мысли нужны конкретные сравнения.

Конкретные примеры - не лучший способ срвнения. Можно сранивать по конечным результатам. Можно - по обобщенному индексу цитирования. Можно - по учебникам, используемым в процессе обучения. Можно, наконец, по Нобелевским премиям. :) По последнему критерию Ельцепутия в области физики намного превосходит СССР.

>Тут, по-моему, проблема только в том, что в школе никто не заострял внимание на вопросе, кто оказывается ближе к достижениям культуры - средний советский человек или средний европеец?

По знанию Пушкина, по чистоте в сортире, по умению иметь и защищать собственное мнение, по умению анализировать данные и предвидеть развитие событий, по ... ?

> Включили бы в программу курс "Советская цивилизация" на основе одноимённой книги (которой тогда, понятно, не было) - и всё шито-крыто.

Не понял - что было бы "шито-крыто"?

>Думали, достаточно Ленина объявить полубогом, а себя его адептами - и хватит. Не вышло.

Интересная, кстати, тема. Каков вклад догматизма и "религиозного чувства" в достижения советского образования?

>>Представим себе гипотетическую ситуацию в стиле "Чудотворца" Уэллса: мы можем менять все в системе образования, но не можем менять людей - и учеников, и родителей, и преподавателей.
>
>Это немного непонятно. Может потому, что про "Чудотворца" слышу впервые. Но очевидно, что изменение системы не сможет не сказаться на преподавателях, учениках, родителях.

Это рассказ, небольшая повесть и сценарий - с одинаковым названием. Суть такова: некие высшие силы дали случайному среднему человеку возможность творить чудеса и делать что угодно, кроме одного - он не мог мгновенно менять людей. Ни к чему хорошему это не привело.

>Учитывая, что изменения производит правительство, от которого мало кто ждёт хорошего, можно предсказать, что изменения будут к худшему. Значит, нужно всё-таки противодействовать. Нужно сохранять русско-советскую систему всеми доступными средствами.

Слишком примитивная логика. Простейшая реакция, исходящая из всесилия и нечеловеческой мудрости зловещего правительства.

>Думаю, замечание о необходимости соответствия школьной программы конкретному историческому моменту справедливо. Поэтому нужно определить, какие цели стоят перед ней сегодня, что должна дать школьная программа детям, вузовская - студентам.

Вгот именно. Это и предлагаю обсудить.

>И если да, если подобное исследование будет проведено, что толку? Власть-то не у нас. Напишем ещё одно открытое письмо?

Да нет, надо разобраться, чего нужно хотеть, хотя бы среди "своих".