От Zhlob Ответить на сообщение
К alex~1 Ответить по почте
Дата 27.07.2004 12:52:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Нужно определиться с целью. И исследовать.


>Предлагаю обсудить, нужны ли в нынешней реальной ситуации традиции русского и советского образования.

Если верить СГ, то традицию нужно всегда учитывать и, по возможности, сохранять.


>Российская система образования в своих лучших образцах была насквозь прозападной и готовила, в общем, "европейцев".

Насколько я наблюдаю, такие тенденции реформами только усугубляются.

Кстати, качество ее среднего уровня сейчас принято здорово переоценивать.

Для подтверждения этой мысли нужны конкретные сравнения.

А что иного могло быть, если обычного человека в школе учили читать/слушать/видеть и понимать высшие достижения мировой культуры, а работал и жил он в средних советских условиях? Такой конфликт даром для сознания не проходит. Чего уж тут удивляться его массовой шизофренизации. Тут святой сбрендит и начнет стучать каской по всеми, что попадет под руку, выкрикивая идиотские лозунги.

Тут, по-моему, проблема только в том, что в школе никто не заострял внимание на вопросе, кто оказывается ближе к достижениям культуры - средний советский человек или средний европеец? Включили бы в программу курс "Советская цивилизация" на основе одноимённой книги (которой тогда, понятно, не было) - и всё шито-крыто. Думали, достаточно Ленина объявить полубогом, а себя его адептами - и хватит. Не вышло. Этого вопроса касался СГ в "Манипуляции сознанием".

>Сейчас ситуация и по сравнению с советскими временами изменилась самым радикальным образом, и отнюдь не в лучшую сторону.

>Представим себе гипотетическую ситуацию в стиле "Чудотворца" Уэллса: мы можем менять все в системе образования, но не можем менять людей - и учеников, и родителей, и преподавателей.

Это немного непонятно. Может потому, что про "Чудотворца" слышу впервые. Но очевидно, что изменение системы не сможет не сказаться на преподавателях, учениках, родителях.

>К чему хорошему и чему плохому может привести сохранение русско-советской системы образования? Спасение это или средство, в данной ситуации только усугубляющее проблему?

Учитывая, что изменения производит правительство, от которого мало кто ждёт хорошего, можно предсказать, что изменения будут к худшему. Значит, нужно всё-таки противодействовать. Нужно сохранять русско-советскую систему всеми доступными средствами.

Думаю, замечание о необходимости соответствия школьной программы конкретному историческому моменту справедливо. Поэтому нужно определить, какие цели стоят перед ней сегодня, что должна дать школьная программа детям, вузовская - студентам. К тому же очень пригодится опыт других стран, проводящих национальную политику. Неплохо бы исследовать образовательные программы Японии, Китая, Кубы. Но возможно ли это для нас в настоящий момент? И если да, если подобное исследование будет проведено, что толку? Власть-то не у нас. Напишем ещё одно открытое письмо?

Кстати, что реально (не для меня, но для кого-нибудь из участников форума - наверняка), так это сделать обзор образовательных программ Белоруссии. Краем уха я слышал, что там преподаватели (как и милиционеры) - весьма обеспеченная группа, и думаю, что программы там наверняка подогнали к сегодняшним реалиям.