Сегодня много разговоров о “глобализации” как о “новой капиталистической революции”. Однако они не имеют под собой серьезных оснований. Наоборот, налицо стремление капитала любой ценой, и прежде всего насильственными средствами, предотвратить и затормозить назревшие перемены, диктуемые современным уровнем развития производительных сил. Имеет место лишь количественное нарастание в социально-экономических рамках и условиях, остающихся по сути своей неизменными.
ОТНОШЕНИЯ эксплуатации и все сопутствующие им противоречия капитализмом не преодолены. Они лишь поменяли свою форму и перешли в иную плоскость. Если еще можно говорить о некотором притуплении социально-классовых противоречий внутри “золотого миллиарда”, то факт сильнейшего обострения тех же противоречий в международном плане налицо. Они просто оказались вытесненными в мировую политику и теперь разделяют мир по оси “богатый Север — нищий Юг” не менее радикально, чем раньше разделяли пролетария и его эксплуататора в масштабах отдельно взятой страны. Произошло не сглаживание, а глобализация противоречий капитализма.
Высшая стадия империализма
На наш взгляд, есть основания говорить о том, что империализм вступил в новую стадию — стадию глобализма. Его основные признаки можно сформулировать так:
1. Окончательное подчинение капитала производственного, промышленного капиталу финансовому, спекулятивному, ставшему самодостаточным и получившему возможность воспроизводства, минуя товарную стадию.
2. Превращение рыночных отношений в искусственно насаждаемый механизм неэквивалентного обмена — в ширму, за которой скрывается внеэкономическое принуждение, ограбление целых стран и народов.
3. Закрепление новой модели “международного разделения труда”, многократно усугубляющей несправедливость, вопиющее социальное неравенство в планетарных масштабах.
4. Бурный рост влияния транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп, претендующих на неограниченный суверенитет и правосубъектность в системе международных отношений.
5. Утрата национальными правительствами контроля над процессами, происходящими в мировой экономике. Ревизия основополагающих норм международного права, направленная на ликвидацию государственного суверенитета и создание структур глобальной власти — пресловутого мирового правительства.
6. Информационно-культурная экспансия как форма агрессии и разрушения традиционных ценностей. Духовная унификация на самом низком, примитивном уровне.
7. Паразитарный характер. Основные выгоды от внедрения высоких технологий и объединения ресурсов транснациональные корпорации используют лишь в своих интересах, обрекая остальной мир на неизбежную нищету и деградацию.
8. Загнивание и качественное торможение технического прогресса.
Глобализм тормозит общественное развитие трояким способом. Во-первых, культивирует и воплощает на практике теории “пределов роста”, “нулевого роста” и т.д. Конечно, для “периферии”, а не для себя. Во-вторых, искусственно консервирует рыночную стихию, насильственно навязывая ее эксплуатируемым странам как средство сдерживания их развития.
В-третьих, капитализм по-прежнему подчиняет производство вещей производству прибавочной стоимости и тем самым удерживает его в прежних качественных границах, то есть в рамках линейного количественного роста. А это явный тупик с точки зрения не только социальной, но и экологической.
Нарастание и обострение этих противоречий не могло не привести к новой волне насилия — единственного, как выясняется, средства, с помощью которого империализм может отстаивать свои эгоистические интересы. Вопросы стоят так: можно ли вывести человечество из того тупика, что все яснее обозначается в мировом развитии? Кто и как сумеет это сделать? Существует ли реальная историческая альтернатива империалистическому глобализму?
Кратко и обобщенно на эти вопросы можно ответить следующим образом. Человечество на протяжении всей своей истории движется к единству, к интеграции. Это естественный, неодолимый процесс. И не менее естественно, что на разных исторических этапах интеграция принимает разные, в том числе и альтернативные, формы. История знает тому не один пример. Особенно ярко и наглядно это продемонстрировала история социальной и политической борьбы ХХ века. Начало новой альтернативы было положено победой Великой Октябрьской социалистической революции в России. Она открыла человечеству перспективу нового пути в социалистическом, коммунистическом направлении.
На современном этапе интеграция человечества может происходить в двух разных формах — в виде империалистической глобализации и социалистической интернационализации. Эти формы противоположны друг другу практически во всех измерениях общественной жизни: в экономике и политике, в международных отношениях и государственном строительстве, в жизни наций, в науке, в культуре и искусстве… Соперничество этих двух форм и образует ключевое содержание современного исторического процесса.
Глобализм и интернационализм
Центральным моментом, определяющим различие между глобализмом и интернационализмом, является их разное отношение к национальному как особому явлению, играющему огромную, часто ключевую, роль в жизни человечества. Мы рассматриваем национальное как естественно-историческую категорию, которая охватывает собой все, что придает качественную определенность большим человеческим общностям, их культуре и языку, психическому складу, верованиям, традициям, привычкам, государственным и другим социальным институтам, которая превращает эти человеческие общности в народы и нации. Бывают социально-экономические условия, сковывающие и извращающие национальное развитие, угрожающие самому существованию национального. И бывают условия, раскрепощающие национальное, открывающие простор его свободному развитию.
В наше время это различие проявляется особенно наглядно в противостоянии двух путей мирового развития: глобализации и интернационализации. Хотя в основе обоих лежит объективная тенденция к сближению народов, осуществляется она в разных формах, разными и даже противоположными путями развития национальных отношений, национального сознания, национальных культур.
Глобализм отрицает национальное как нечто безнадежно устаревшее и мешающее его победному шествию. Транснациональные корпорации — это олицетворение глобализма — суть учреждения сверхнациональные, наднациональные, антинациональные. В противоположность глобализму интернационализм исходит из того, что без национального нет и не может быть интернационального. И наоборот — интернационализм немыслим без патриотизма. Интернационализм вырастает на основе взаимодействия и сотрудничества народов, взаимообогащения культур и языков, кооперации национальных экономик. Для глобализма же все эти взаимодействия — самый опасный противник. Если интернационализм способствует национальному развитию, органически включая в себя патриотизм, то глобализм обедняет и коверкает национальное, “укладывая” его в две взаимодополняющие пары: космополитизм и шовинизм, друг без друга не существующие.
Какая судьба уготована нациям при социализме и при капитализме? Программная цель коммунизма — уничтожение классов и, следовательно, преодоление классового раскола наций. Даже ранние фазы социалистического развития нацелены на ликвидацию эксплуатации и классовых антагонизмов, на последующее стирание существенных социально-экономических различий между дружественными трудящимися классами одной нации, одного государства. А разве устранение классового раскола нации не открывает широкую дорогу к подлинному национальному единению и свободному национальному развитию?
Социализм нацелен на ликвидацию той почвы, на которой возникают межнациональные противоречия и антагонизмы. Ибо питающие их национализм и шовинизм — суть не что иное, как классовый интерес эксплуататорского меньшинства, незаконно драпирующийся в тогу общего национального интереса. Социализм создает предпосылки сближения наций на основе сотрудничества и взаимообогащения, но отнюдь не ведет к национальной и культурной унификации. Не изоляция, а всестороннее социальное, экономическое, культурное общение свободных равноправных наций — таково условие их самобытного развития.
Капитализм же, хотя и требует для своего развития образования национального государства, отождествляет национальный интерес с интересом господствующего класса, эксплуататорского меньшинства нации. Пытаясь увековечить классовое разделение общества, он пытается увековечить тем самым и раскол нации. Разделяя мир на нации-эксплуататоры и нации-пролетарии, он разжигает межнациональные противоречия.
Капитализм сковывает и извращает национальное развитие. Поэтому сегодня главное условие свободного национального развития заключается в отделении его от капиталистической формы. Социалистический интернационализм как раз и предполагает взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. Глобализм же кровно заинтересован в культурной и языковой унификации на крайне низком, максимально примитивном уровне. Глобализм — это подчинение всех национальных культур единому космополитическому, по сути, антикультурному стандарту. Формирование на их месте масс-культуры, нацеленной на превращение человека в функцию капитала, на полное вытравление из человека всего того, что мешает или просто не требуется для исполнения этой функции.
Империалистическая глобализация становится фактором, разрушительно действующим на всемирную историю, на интернациональную мировую культуру как плод взаимодействия самостоятельных и самобытных культур. Она создает свою, космополитическую, культуру, которая навязывается всем извне и “сверху”, разрушая национальные культуры и замещая их абстрактными, “общечеловеческими”, а на деле — сугубо буржуазными ценностями атомизированного индивида.
Здесь мы подходим к одному из ключевых вопросов современности, в котором позиции социалистического интернационализма и капиталистического глобализма также диаметрально противоположны — к вопросу о судьбе государства.
Коммунизм предполагает естественное постепенное “отмирание”, или, лучше сказать, “засыпание”, государ-ства как особого, отделенного от общества аппарата публичной власти. По мере своего “засыпания” государство должно уступить место самоуправлению общества.
Глобализм же предполагает форсированную ликвидацию национальных государств и их суверенитета ради усиления наднациональной власти, всемирного государства, мирового правительства. Глобализация не устраняет внутренних противоречий, свойственных любому классовому государству, но переводит их на более высокий уровень, доводит до мирового масштаба. Государство здесь отнюдь не “засыпает”, а, наоборот, усиливает свои функции, особенно карательные, жандармские. По мере отрыва такого государства от национальной, территориальной, “почвенной” основы все более обнажается его чисто классовая суть как машины политического господства и экономической эксплуатации. Это “всемирное государство” цинично загоняет в резервации целые страны и народы, душит долгами национальные экономики. Оно планирует геноцид и отдает приказы на ковровые бомбежки, стирая с лица земли города и деревни. Это государство вскармливает террористов, плодит агентов влияния и окутывает ложью планету. Оно присвоило себе право распоряжаться ресурсами всех стран и народов, карать любого лидера, защищающего национальные интересы.
К новому Интернационалу
На наш взгляд, КПРФ должна решительно заявить себя частью мирового антиглобалистского движения. Ибо возрождение международного левого движения возможно лишь на пути расширения его социальной базы, глубокого теоретического осмысления реальностей современной эпохи. На платформе антиглобалистской борьбы, на пути объединения всех подлинно левых, подлинно социалистических сил. На основе поддержки национально-освободительной борьбы народов против “нового мирового порядка”, за свободное, демократическое и самобытное развитие всех народов мира.
Антиглобалистское движение набирает силу во всем мире. Вместе с тем его идейно-политическая платформа остается пока весьма размытой и неопределенной. Впрочем, иного трудно было бы ожидать — любое широкое общественное начинание проходит в своем развитии период идеологического “разброда и шатаний”. Но и давать затянуться этому периоду нельзя. Единство действий должно обеспечиваться не только наличием общего противника, но и общим пониманием основных целей и задач борьбы. Или прогрессивные и истинно демократические силы объединятся и спасут этот снова охваченный безумием мир, или погибнем. На повестке дня — создание широкого союза антиглобалистов, своего рода антиглобалистского Интернационала.
Какими социальными силами, какими материальными и идейными ресурсами обладает человечество для противостояния наступлению империалистической глобализации?
Наступление глобализма существенно расширило социальную базу сопротивления всевластию капитала. Нужно только уметь выявить специфические черты этой силы, от сознательности, организованности которой зависит, по сути, судьба всей планеты. Это, во-первых, современный рабочий, или, говоря шире, производительный, класс. Во-вторых, это национально-освободительные движения.
В-третьих — движения, борющиеся за спасение культуры от наступления бездуховности.
Здесь можно с удовлетворением отметить, что мировые интеграционные процессы рождают уже не только формальное, не только негативно-протестное, но и реальное, позитивно-созидательное единство разнообразных сил, которые принято именовать сегодня антиглобалистскими. И дело не в их самоназваниях и даже не в лозунгах, а в социальной сути, в объективных общественных тенденциях, которые они сознательно или бессознательно выражают.
И главное, что радует,— это все более выраженный интернациональный характер антиглобалистского движения. Все громче звучит призыв не к изоляционизму, а к тому, чтобы противопоставить империалистической глобализации “сверху” свою, народную, глобализацию “снизу”. Это выступление не с позиций местной ограниченности против мировой универсальности. Космополитическому новому мировому порядку противостоит интернациональная и патриотическая сила. И потенциально она значительно шире того круга лиц и организаций, которые принимают непосредственное участие в уличных акциях протеста.
Ныне уже не только общий противник, но и реальное, нарастающее взаимопереплетение всех сфер общественного бытия и существующих в них интересов ведут к сближению, а то и полному совпадению классовых, национальных, общедемократических и общекультурных задач, стоящих перед широкими трудящимися массами. Это единство уже проявляло себя в эпоху Октябрьской революции в России, которая решала одновременно и социалистические, и общедемократические задачи. Необходимость этого единства всегда чутко улавливали выдающиеся вожди социализма. Так, в своем политическом завещании И.В. Сталин подчеркивал, что коммунисты должны поднять знамя борьбы за национальный суверенитет и независимость своих стран.
Так и сегодня действительное возрождение мирового коммунистического и рабочего движения, обретение им второго дыхания невозможно в стороне от современного антиглобалистского движения.
Отношение коммунистов к глобализму определяется в конечном счете нашим принципиальным пониманием прогресса и его противоречий. Мы не предлагаем и не поддерживаем ни одной реакционной меры, направленной на задержку общественного развития. Коммунисты никогда не были и не будут консерваторами, сторонниками движения общества вспять. Мы хорошо сознаем, что сегодня в производственно-экономическом базисе земной цивилизации происходят столь радикальные и всеобъемлющие перемены, что они неизбежно скажутся на судьбе главнейших социальных образований и институтов — таких, как государство и классовое строение общества, нация, ее культура, язык и религия. “Окуклиться” и отсидеться в стороне от происходящего никому не удастся. Грядут серьезные перемены во всех сферах общественного бытия. Однако ниоткуда не следует, что эти перемены предопределены жестко и однозначно. Перед человечеством — целый “веер” путей дальнейшего развития и реального выбора наиболее прогрессивного из них.
Мы вовсе не против единения, интеграции человечества. Мы выступаем только против особой формы интеграции, которую именуем империалистическим глобализмом. Мы — за справедливую, гуманную, равноправную форму интеграции и будем за нее бороться всеми силами. Мы видим задачу в том, чтобы объединить свои усилия со всеми прогрессивными силами в мире, сплотить их на борьбу с экспансией “нового мирового порядка”.
Мы убеждены, что антиглобалистское движение приобретет еще больший размах и укрепит свое единство на основе следующих целей совместной борьбы:
За освобождение труда от эксплуатации и социальную справедливость.
За патриотизм и интернационализм как основополагающие ценности человеческого и международного общежития. Против шовинизма и космополитизма.
За национальную и государственную независимость.
За права человека — не только гражданские и политические, но и социально-экономические: на труд, отдых, образование, медицинскую помощь, социальную защиту.
За свободу слова и информации. Против информационного тоталитаризма и культурного империализма.
За защиту природной среды от разрушительного воздействия современного мирового разделения труда и разрушительного воздействия “потребительской гонки”.
За право народа на восстание, на самозащиту от агрессии и вооруженную борьбу с угнетателями, интервентами.
Против международного терроризма. За четкое разграничение терроризма и национально-освободительной борьбы.
Против расовой и национальной дискриминации, всех форм апартеида.
Против долговой кабалы.
Против тотального полицейского контроля над личностью.
За роспуск агрессивных военных блоков.
На том стоим и стоять будем
В то же время только социалистическое, коммунистическое ядро антиглобалистского движения может дать реальную, а не реакционно-утопиче-скую альтернативу глобализму и “новому мировому порядку”. Наш исходный тезис — единство классовой борьбы трудящихся за социальное освобождение и единство национально-освободительной борьбы народов за независимость, свободное, демократическое и самобытное развитие.
Тот же принцип лежит в основе нашего понимания широкого патриотического союза всех здоровых сил российского общества. Коммунисты уважают взгляды союзников и не навязывают своих. Но в диалоге и взаимодействии с ними мы не считаем нужным скрывать своего убеждения в том, что защита национально-государственных интересов России органически сливается сегодня с борьбой за социализм и советские формы народовластия. Мы убеждены, что жизнь подтвердит нашу правоту. Мы убеждены: народный патриотизм сегодня неотделим от целей и идеалов коммунистов. От борьбы за социализм, за восстановление Советской власти, за возрождение Союзного государства.
Для чего России социализм? Для того, чтобы всем нам жить в справедливом обществе. Чтобы вернуть народу его достояние, созданное вековым трудом. Восстановить физическое и духовное здоровье нации. Не бояться за завтрашний день. Бесплатно учиться и лечиться. Обеспечить детям детство, ветеранам — достойную старость. Всем трудящимся — работу и справедливую зарплату. Дать нации будущее.
Для чего России Советская власть? Для того, чтобы защитить народные права. Чтобы сами труженики хозяйствовали и управляли страной. Чтобы навсегда покончить с произволом бюрократов, грабежом спекулянтов и беспределом бандитов. Чтобы бесстыжий треп и пустая болтовня политиканов не морочили людям головы. Чтобы безнравственность, разврат и пошлость не забивали поры общества.
Для чего России Союз? Для того, чтобы возродить сильную Державу и всем нам жить в уважаемой стране. Воссоединить разделенный русский народ. Восстановить историческое братство наций. Покончить с бойней в Чечне и во всех других “горячих точках”. Чтобы защитить наши рубежи и интересы в мире. Отразить наступление “нового мирового порядка”.