|
От
|
amyatishkin
|
|
К
|
Вулкан
|
|
Дата
|
10.06.2005 15:02:14
|
|
Рубрики
|
WWI; Флот;
|
|
А вот что думал об этом профессор Шталь
в 1936 году:
5. ПОТОПЛЕНИЕ ЛУЗИТАНИИ
30 апреля вышла в крейсерство к западным берегам Англии U-20 с целью атаковать войсковые транспорты перед Ливерпулем.
5 мая она подошла к западным берегам Ирландии, 6-го потопила здесь 2 английских парохода, а 7-го пассажирский пароход Лузитанию, поддерживающий раз в месяц сообщение с Америкой. Потопив последней торпедой еще один грузовой пароход, U-20 вернулась.
До сих пор ее было еще случаев нападения подлодок на океанские пассажирские пароходы, но когда в начале мая выяснилось, что район у южного побережья Ирландии становится особенно опасный, охрана же этого района была наиболее слабой, возникло серьезное беспокойство за их судьбу и, в частности, за самый большой и быстроходный пароход Лузитания, приход которого ожидался в Куинстаун 7 мая (Накануне выхода Лузитании из Нью-Йорка в американских газетах появилось сообщение от германского правительства, предупреждавшее пассажиров о грозящей опасности.). Между прочим, инструкция английского Адмиралтейства рекомендовала всем океанским пассажирским пароходам не подходить к портам назначения ранее рассвета и в опасных местах итти не постоянным курсом, а зигзагами.
5 мая стало известно, что накануне подлодкой был атакован пароход у юго-западной оконечности Ирландии, о чем было сообщено Лузитании и выслан дозор в угрожаемый район. Вечером там был взорван парусник, а 6 мая — пароход и через несколько часов — другой, в южной части Куинстаунского района. В течение дня поступило несколько донесений о появлении подлодок поблизости Куинстауна. По радио было передано на все пароходы в море и еще раз на Лузитанию предупреждение — держаться дальше от берега. В дозоре в это время находилось лишь 10 судов, базировавшихся на Куинстаун.
Утром 7 мая были получены новые сообщения о подлодках, замеченных наблюдательными постами на побережье у мыса Клир.
В 11 ч. 25 м. Лузитании было послано новое радиосообщение о появлении подлодки как раз в тот момент, когда пароход входил в угрожаемый район. Отсюда видно, что и Адмиралтейство и Лузитания знали об опасности, угрожавшей последней, знали о наличии подлодок в опасном районе. Адмиралтейство знало и то, что охрана района — наиболее слабая. Ожидая нападения на Лузитанию и беспокоясь о ее судьбе, Адмиралтейство приняло меры, выразившиеся лишь в радиосообщениях о подлодках и в высылке дозора в составе 10 судов, которые «рассыпались» на большом пространстве, вместо того чтобы встретить и охранять Лузитанию при входе ее в опасный район. Что Лузитания могла быть сохранена, явствует из того факта, что, невзирая на постоянное наличие подлодок в этом районе, из войсковых транспортов, уходивших отсюда в Средиземное море, только один был подорван.
Меры, принятые Адмиралтейством, были явно недостаточны. Замеченные подлодки не подверглись никаким атакам и преследованиям. Не было выслано ни одного миноносца. Очевидно, организация охраны была неправильна и использование громадных средств было нецелесообразно. Однако, к этому выводу англичане пришли только через полтора года.
В 2 ч. 15 м. у борта парохода раздался взрыв. С Лузитании никто не заметил торпеды, но след ее видел один из дозорных моторных катеров. Торпеда была выпущена с расстояния 200— 500 м. Вслед за первым взрывом произошел второй, и пароход стал быстро крениться (Причина второго взрыва объясняется наличием на борту Лузитании груза в 5 тыс. ящиков ружейных патронов, как это было доказано судебным следствием 3 года спустя после катастрофы.). После взрыва Лузитания повернула к берегу, но машины остановились, и через 20 мин. пароход затонул с высоко поднятой кормой. С первым сигналом все находившиеся поблизости суда бросились к месту катастрофы. Спасти удалось немногих. Из 2 тыс. пассажиров погибло 1.198 чел., в том числе около 100 американцев.
Потопление Лузитании вызвало огромное возмущение в Англии и Америке, раздуваемое прессой обеих стран, а также серьезные политические трения Германии с Америкой. Америка требовала гарантии свободного и безопасного передвижения американских граждан, даже и в запрещенных зонах, на судах союзников, если эти суда не прибегают к сопротивлению. При задержании нейтральных судов потопление их допускалось лишь после нахождения на них военной контрабанды.
В результате длительных дипломатических переговоров и внутренних разногласий последовали вторичные уступки со стороны Германии и был отдан приказ (5 июня) не атаковывать никаких пассажирских пароходов, даже неприятельских. Отныне нейтральные суда и неприятельские пассажирские пароходы не могли подвергаться нападению, и объектами германских подлодок остались только грузовые, рыболовные и каботажные суда противника.
Признание требований Америки и ряд неясных и противоречивых распоряжений, отдаваемых подлодкам, порождали новые недоразумения, так как командиры подлодок фактически не были в состоянии отличать все пассажирские суда от грузовых.