От Саня Ответить на сообщение
К А.Б. Ответить по почте
Дата 09.03.2001 14:41:52 Найти в дереве
Рубрики Танки; Память; Версия для печати

Гы :) и я о том же

Уфимский нефтеперерабатывающий завод
Численность работающих завода - 3640 человек (1994 г.). В составе завода 10 служб, в том числе 6 основных. В 1994 г. завод переработал 5330,5 тысяч тонн нефти и выпустил (в тыс.тонн): автобензин 683,7; дизтопливо 1566,3; мазут топочный 2223,4. Потребители продукции: 800 предприятий Республики Башкортостан и Российской Федерации, 13 инофирм. Строительство завода началось в 1935 г.

Первая установка (основана в 1937 г.) в 1938 г. дала первые 117 тонн бензина прямой гонки. К 1939 году закончилось строительство первой очереди завода (установки риформинга, термического крекинга, сернокислотной очистки бензина, вторичной перегонки). К концу 40-ых г.г. в строй действующих входят установки второй очереди (комбинированная термического крекинга, вторая сернокислотная фенольной очистки, асфальтовый завод); установки третьей очереди (газофракционирующая, полимеризации, гидрогенизации). Во время Великой Отечественной войны завод снабжал фронт горючим. После войны впервые в практике отечественной нефтепереработки на заводе осуществлялось промышленное освоение новых технологических процессов каталитического крекинга, гидроочистки топлив, производства алюмосиликатного катализатора, в 1959 г. впервые в СССР освоена переработка высокосернистых нефтей. В 70-ые годы подверглись коренной реконструкции установки переработки нефти; построены новые технологические установки (каталитического риформинга Л-35-5; ГИПХ-105 по производству меднохромовых катализаторов, инертного газа, элементарной серы), обеспечивающих увеличение мощн. и улучшение качества
продукции. В 1970-1975 г.г. в строй действующих введены установки производства технического водорода, ЭЛОУ-АВТ-6, гидроочистки дизельного топлива. В 1980-1985 г.г.

Там дальше бла-бла, но вот Вам ещё

http://www.anrb.ru/ipnhp/russian/aboutus/unpz60.htm

У нас в КАКОЙ-ТО Уфе процесс АВТ-1 запустили в 1937 году! А дед мой в войну уже АВТ-3 и 4 рисовал. По Грозному и Баку просто сетевых данных увы нет... НЕ НАДО ГРЯЗИ про нашу нефтепереработку. Она ВООБЩЕ в России возникла, если уж на то пошло. И вот когда :)))))))
http://www.yukos.ru/leadership/history/meetings.html

или так:
В Терской области на землях, принадлежавших местному казачьему войску, с давних пор нефть добывали из колодцев в Грозненской и Мамакаевской балках. Недалеко от крепости Грозной находился и Вознесенский промысел. Добываемую из его колодцев нефть у откупщиков покупали братья Дубинины - основатели первого в истории нефтяного дела перегонного завода, построенного около Моздока. Этот завод существовал до 1846 г. Позже между Тереком и Сунжей появились и другие
А


Риформинг

С точки зрения детонационной стойкости прямогонные бензины тем хуже, чем больше в них линейных и малоразветвленных алканов.

Для получения более разветвленных углеводородов использовали процесс термического риформинга. По сути дела это тот же термический крекинг, только сырьем служат не мазут, а тяжелая фракция прямогонного бензина и температура процесса выше. В результате термической деструкции углеводородов бензин обогащается более высокооктановыми легкими компонентами. Кроме того, значительная часть алканов переходит в алкены, которые, как известно, отличаются неплохими детонационными свойствами.

Однако были у термического риформинга и недостатки. Много исходного сырья превращалось в газ, а продукт все равно имел не такое уж высокое октановое число (70—75 МОЧ). Кроме полезных алкенов в нем оказывалось и достаточное количество нестабильных диенов. Поэтому приходилось применять специальные антиокислители и стабилизаторы, иначе бензин при хранении мутнел, осмолялся.

В общем, термический риформинг не оправдал возлагавшихся на него надежд и был вытеснен каталитическим риформингом.

Реакции ароматизации, лежащие в его основе, были открыты еще в середине 30-х годов.

Эти каталитические превращения позволяют дегидрировать нафтеновые углеводороды в ароматические. Одновременно происходит дегидрирование алканов в соответствующие алкены, эти последние циклизуются тут же в циклоалканы, и с еще большей скоростью происходит дегидрирование циклоалканов в арены. Так, в процессе ароматизации типичное превращение следующее:

н-гептан ® н-гептен ® метилциклогексан ® толуол.

Одновременно с этими происходят и другие реакции, например, изомеризации. Это тоже полезное превращение, так как изосоединения повышают октановое число катализата. Побочной, вредной здесь считается реакция гидрокрекинга, когда исходные алканы крекируются в газ.

Перед второй мировой войной были построены и первые установки каталитической ароматизации бензинов. Они работали по принципу гидроформинга, осуществлявшегося с циркулирующим водородным газом под давлением. Вы спросите, что это такое. Вообще говоря, при ароматизации водород образуется постоянно, и его надо отводить. Но при низком давлении водорода катализатор быстро закоксовывается, теряет стабильность, активность и селективность. Бороться с этими неприятными явлениями легче всего, повысив давление водорода в реакционной зоне. Поэтому на первых установках гидроформинга применяли давление порядка 4,5—5 МПа, жертвуя глубиной ароматизации и, соответственно, октановым числом бензина.

Однако в начале 50-х годов было сделано очень важное открытие. Выяснилось, что платина, осажденная на оксид алюминия, является великолепным катализатором риформинга. Применение новых катализаторов позволило снизить рабочее давление повысить температуру, углубить процессы ароматизации и в итоге получить бензин с октановым числом выше 90 ИОЧ.

Первые установки модернизированного процесса, названного платформинг, работали при давлении 2—3 МПа. Затем начался процесс непрерывного совершенствования катализаторов и технологии риформирования прямогонных бензинов. В результате появились полиметаллические катализаторы. В них к платине добавляют рений, кадмий, галлий... Октановое число получающегося бензина приблизилось уже к 100. А кроме того, высокая селективность новых вариантов риформинга обеспечивает и очень высокий выход топлива.

Сырьем каталитического риформинга являются фракции бензина 85—180 °С. Более легкая часть “отрезается”, так как в условиях риформинга она не ароматизуется и в лучшем случае является балластом. Но в ней присутстствуют низкооктановые н-пентан С5Н12 и н-гексан С6Н14.


С уважением
С