|
От
|
Слесарь
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
26.05.2004 18:03:41
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
О фехтовании
Всех приветствую.
Навеяно ветками о прискорбном отсутствии русской школы фехтования и протчая.
Я думаю, что в условиях массовой войны вопросы личного мастерства во владении боевыми приёмами (неважно, самурай ты, драгун или артиллерист) отходят на второй план. Более важными вопросами я вижу грамотное управление войсками, а конкретно в боестолкновениях - боевыми порядками.
Примером может служить монгольское вторжение в Японию (конец 13 в). Японцы, не использовавшие боевых построений на поле боя, а , наоборот, разбивавшие сражение на большое количество поединков, были в шоке от безликих монгольских подразделений, полностью игнорирующих этику персональных противоборств. Несмотря на то, то индивидуальное мастерство японцев, учитывая известные обстоятельства, в массе своей существенно превышало мастерство монголов, последним не составило труда растоптать первые гарнизоны, попавшиеся им на пути.
Прошу заметить, что японцы тему просекли достаточно быстро, и внесли коррективы в принципы ведения боевых действий. Это, кстати, повлияло и на саму структуру войска в дальнейшем. Ну а избежать завоевания, как известно, удалось вовсе не благодаря отточенному искусству фехтования и стрельбы из лука, свойственному японским воинам, а тайфунам, разметавшим эскадры вторжения.
В качестве второго примера могу привести варяжскую дружину, на протяжении столетий подвизавшуюся при византийском дворе. Скандинавы, как воины, славились среди изнеженных южан своими высочайшими качествами - храбростью, презрением к смерти, выучкой. Тем не менее, несмотря на попытки скандинавов приписать выдающуюся роль варягов в византийском войске (см. "Сагу о Сигурде Крестоносце" в "Круге Земном"), на самом деле никакой чересчур уж особенной роли они не играли. В тех боевых действиях, где они принимали участие, норманны выступали просто как более боеспособное подразделение наряду с остальными.
Общая идея, которую я хотел изложить - в массовых боевых действиях личное мастерство теряет особую важность, а на первый план выступают вопросы взаимодействия - не отдельных солдат, а отрядов.
Да-с. А боевое искусство превращается в эстетические упражнения наподобие оригами. В лучшем случае, в гимнастику.
Кому нужен мастер меча, если он может попасть под залп, производимый толпой простолюдинов (с горечью)?
Всё сказанное ни в коей мере не отрицает необходимости постоянных боевых упражнений.