|
От
|
Игорь Островский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
19.04.2004 18:07:41
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Гибель первой немецкой подлодки - 1851 г.
Текст взят из одной немецкой газета за март 1914 г. С незначительными сокращениями.
***
Первая немецкая подводная лодка
Внимание посетителей Морского музея в Берлине привлекает судно, поднятое со дна Кильской бухты в конце 1880-х годов и затем несколько лет простоявшее на лужайке перед зданием военно-морской академии, - подводная лодка армии Шлезвига-Гольштейна, называвшаяся в своё время «Зеетойфель» («Морской дьявол»).
1 февраля сего года исполнилось 63 года с того дня как она пошла ко дну во время своего первого пробного погружения (1851 г. – И.О.). Идея строительства лодки возникла у баварского унтер-офицера артиллерии Бауэра, расдосадованного беспомощностью шлезвиг-гольштейнской армии перед лицом датского флота, блокировавшего побережье. Ему пришла в голову мысль атаковать датские корабли при помощи ныряющего миноносца. Идея настолько воодушевила всю армию, что деньги на строительство были собраны за счёт отчислений из солдатского жалования. И вскоре на верфи «Швессель и Ховальдт» в Киле было начато строительство этой лодки.
Это было, вероятно, примитивнейшее сооружение, когда-либо спущенное на воду. Снаружи она походила на ворота дока (так и не понял, что тут имеется в виду – И.О.), была оснащена одним винтом, который приводился в движение двумя человеками через ножные приводы (типа 2 велосипеда – И.О.). На носу были приделаны два кожанных рукава, вдев в которые руки можно было бы прикрепить мину деревянными шурупами к днищу вражеского корабля. Сверху был проделан входной люк с крышкой. Два стеклянных окошка позволяли взгляд вперёд. На днище свободно лежали штуки железного балласта, а между ними стояли два насоса для откачки воды, впущенной вовнутрь для погружения. Бауер знал, что надо бы было для балластной воды оборудовать специальную цистерну внутри лодки, но из-за нехватки средств это не было сделано и он понадеялся, что, что в крайнем случае обойдётся и без цистерны.
Это обстоятельство и повлекло за собою потерю лодки и чуть не погубило и экипаж. При последнем осмотре насосов некоторые штуки балласта были переложены в другое место и потом не возвращены назад. Следствием было, что при погружении лодки вся балластная вода, вследствие образовавшегося по причине перемещения железного балласта крена, скопилась в кормовой части, на что в возбуждении, вызванном первым погружением, никто не обратил внимания. Когда была достигнута запланированная глубина, была сделана попытка выкачать за борт впущенную внутрь воду. И тут Бауэр с ужасом заметил, что передний насос стоит на сухом месте, а задний полностью под водой. Все попытки откачивания оказались поэтому бесполезными и лишь истощили силы команды. Лодка легла на грунт и дала течь. Сверху была сделана попытка зацепить лодку спускаемым сверху якорем, что было опасно, т.к. окошки могли быть при этом разбиты. После трёхкратных попыток якорь, к великому облегчению Бауэра, исчез. Однако на крышке люка осталась лежать тяжёлая якорная цепь, которая к счастью с неё затем соскользнула.
Бауер надеялся, что поступающая в лодку вода приведёт к повышению давления воздуха и он со своими двумя сотоварищами сможет открыть люк. Около 16 часов они сделали первую попытку открыть люк с помощью ломика, но хлынувшая в лодку вода так их напугала, что они тут же его выдернули. Быстрое увеличение количества воды в лодке имело следствием быстрый рост воздушного давления. Если бы не это, то они наверное задохнулись бы в испорченном воздухе. И вот, после 6 с половиною часов смертного страха на дне бухты они сделали вторую попытку открыть люк. На сей раз крышка сама отскочила под давлением воздуха и все трое, стоявшие тесно друг к другу, выскочили на поверхность вместе с воздушным пузырём словно пробки от шампанского. Лодка же осталась лежать ещё 30 лет на дне гавани...
***
У меня в связи с этим вопросы:
- Должны они были пострадать от кесонной болезни?
- Если без всяких приборов регенерации воздуха и т.п., то какие были/есть нормы выживания? Скажем, на сколько времени хватит одного кубометра обычного воздуха на одного человека? Были какие-то нормы при проектировании скажем, по столько-то кбм внутреннего объёма на душу экипажа и т.д.?