Re: Еще про...
Два опуса двух графоманов и компилляторов, в принципе не стоящих ломания копий при их обсуждении. При наличии желания заработать деньги или имя можно варганить такие произведения десятками. А еще лучше удариться в альтернативщину, на основании писем графини Н. к княгине М. доказать, что настоящим, но непонятым и не раскрытым спасителем отечества был генерал О.
>Отправляясь в Россию, Наполеон действовал по своему излюбленному плану: обещал всем, что каждого интересовало. Дворянству была обещана конституция, мужикам — земля и воля от помещиков, а наиболее крайним элементам масонства — искоренение православной церкви путем насмешек над верованиями народа и осквернением святынь...
Если это касается жителей Виленской и др. губерний, подпадающих под определение бывших земель Речи Посполитой, то таки да. Касательно собственно российских территорий - Наполеон неоднократно подтверждал отсутствие каких-либо намерений произвести цитируемые действия. Даже приводил как аргумент при попытках мирных переговоров - "Москву конечно взял, но враждебных намерений не имею, вот даже свободы никому не обещал. а мог бы..."
На пост главнокомандующего выдвигается Михаил Илларионович Кутузов, которого Александр презирал как бездарного полководца, интригана и одного из главных участников убийства своего отца.
Умиляет меня раздача хлестких ярлыков людям ДО совершения ими каких-то действий. Как можно определить бездарность/талантливость полководца ДО его участия в военных действиях? Кутузов на момент назначения был одним из немногих генералов, имеющих опыт управления большой полевой армией. Аустерлиц - не его поражение, а вот спасение армии при последующем отступлении - его. Кроме него только Беннигсен, пожалуй, которого в связи с тягой к наступательным действиям ставить во главе армии было нельзя. К тому же как раз Беннигсен и был одним из главных заговорщиков против Павла, и, кажется, не особо скрывал это. Барклай получил должность главнокомандующего в силу служебного положения и достойных организаторских способностей, Багратион крупными отдельными соединениями не командовал. Так что особой альтернативы не было.
>Назначение Кутузова сперва ничего не изменило, продолжалось выполнение плана Барклая де Толли, то есть затягивание Наполеона с его громадной армией в глубь необъятных просторов России.
>Опасения Государя в ненадежности Кутузова оправдались в полной мере.
Т.е. пока затягивал Барклай - это было патриотично, как только затягивание продолжил Кутузов, то враз стал ненадежным. Мдя.
>Во время сражения под Бородином Кутузов проявил полную бездарность и нераспорядительность.
>Позиция, выбранная для боя, была не сильная и укреплена слабо; Позиция была занята неправильно, почему во время боя пришлось половину войска переводить по полю сражения к центру и левому флангу позиции.
Позиция была занята достаточно разумно, хотя и весьма странно с точки зрения любого, поверхностно знакомого с реальным ходом сражения. Основные упреки Кутузову от многих исследователей - почему-де не выстроил армию фронтом на запад, от Бородина до Утицы?
Во-первых, разведка, осуществляемая с помощью подзорных труб и кавалеристских разъездовне не могла дать точных сведений о направлении маневрирования французов, подходящих к позиции с северо-запада-запада. Поэтому развертывание русской армии фронтом на северо-запад, с опорой на Москву-реку в районе Маслова на правом фланге и на леса вокруг Утицы, с обширным предпольем перед фронтом, позволяющим видеть маневры врага, имело все основания. Удар по правому флангу и его возможная неудача вызвали бы отсечение всей армии от пути отхода на восток, к Москве по новой Смоленской дороги, опрокидывание и оттеснение по бездорожъю на юг. Практически если не разгром, то выведение из игры и открытие пути Наполеону в центр России.
Во-вторых - полноценный удар по левому флангу (центр - батарея Раевского) был практически невозможен - достаточно сильное прикрытие рекой и лесом (что и получилось - батарея была взята ударами с юго-запада).
В-третьих - удар по законцовке левого фланга или попытка его обхода могли привести к оставлению частей левого крыла в качестве арьергарда (они и были арьергардом до Бородина) с общим отходом по Новой Смоленской.
В принципе, так и получилось - отвергнув первые два варианта, Наполеон пошел на последний. Вопрос, почему русская армия не отошла, а продолжила бой? Вполне возможно, что план французов не был понят сразу - ведь знаменитые флеши по сути были прикрытием левого фланга 2-й армии Багратиона. Отсюда и неторопливость в перебрасывании войск 1-й армии (первоначально шло перемещение резервов 2-й). Возможно и нежелание Кутузова продолжать сражение, принятое при абсолютно некритическом для всей армии, но тем не менее невыгодном 3-м варианте развития событий. Возможно и давление со стороны генералитета, настаивавшего на продолжении сражения, один Багратион с его темпераментом и амбициями чего стоил. Отсюда - и кажущаяся вялость (при весьма разумном общем руководстве). Ну не скакал старик на взмыленной лошади, ну не заказывал завтрак, находясь в стрелковой цепи, не бегал со знаменем. Но это не поводы упрекать в бездеятельности.
>При дворе были видимо напуганы и хотели мира.
Ага, только вот почему-то Александр и переговорщиков не принимал, и вообще клялся в кафтан обрядиться и бороду отпустить, за Урал уйти, но не примириться.
>Эта же мысль проводится графом Растопчиным и в письме на имя Императора от 13 октября, в котором он доносит: «Скажи мне два дня раньше, что он (Кутузов) оставит Москву, я бы выпроводил жителей и сжег ее»* [С. П. Мельгунов. Кто сжег Москву? — Отечественная война и русское общество. Т. IV. С. 169.].
За такие действия, приведшие бы к разрушению пути прохода отступающей армии через Москву - расстрел без сомнения. МКАД еще построена не была.
>Бой под Тарутином — открытая измена главнокомандующего Кутузова.
Бой с арьергардом - не тот случай, чтобы расстраивать с большим трудом сколоченные части, состоящие в большинстве из рекрутов. Особо напористые генералы даже в бою с полупьяными французами ухитрились уложить своих полуобученных солдат.
>При преследовании отступающей армии Наполеона Кутузов не принимает достаточно сил и решительности, чтобы разом покончить с расстроенной французской армией. При отступлении Кутузов проявлял явно преступную медлительность.
А на фига? Даже скулы сводит от назойливости подобных тезисов. Доконвоировали до Вильно французов с тем же успехом, что и в случае вероятных боёв-сражений: ушла лишь горстка. Своих сохранили. Да, у русских к границе тоже пришло немного, но основные потери - это отставшие.
- Re: - полковник Рюмин 17.09.2003 11:57:00 (69, 2540 b)
- Re: Re: - smertch 18.09.2003 15:32:49 (42, 2486 b)
- Re: Еще про... - Александр Жмодиков 16.09.2003 17:46:21 (151, 1892 b)