От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К полковник Рюмин
Дата 15.09.2003 11:40:58 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Тема любопытная. Пообсуждаем.

Желаю здравствовать

>Хотел бы обратить внимание уважаемого сообщества в связи с обсуждением царствования Иоанна IV и опричных репрессий на одну особенность эпохи.
>Рассматривая состав окружения Царя Иоанна Васильевича, на эту особенность нельзя не обратить внимание. Царя Иоанна окружало огромное количество инородцев исключительно восточного происхождения. Почему-то ни в исторической науке, ни в художественной литературе этот факт совсем не выделен и не отмечен авторами.
Подобные формулировки ("инородцы исключительно восточного происхождения" (напр. Штаден, вот уж исключительно восточного происхождения был человек)) сводят в общем-то любопытную тему к красочной агитке, обсуждение которой может оказаться бессмысленным. Наверное поэтому в исторической науке он и не был отмечен.
>«Мусульманский клан», по своим источникам и составным частям делившийся на три части: мафии татарскую, ногайскую и северокавказскую.
Гхм. Хотелось бы посмотреть на реальные доказательства противостояния и борьбы этих "мафий". Из наличия в составе русской аристократии времен Грозного определенного количества "татарских царевичей" из разных регионов еще не вытекает наличия острой борьбы между их кланами.
>Царь видел в них противовес влиянию собственной русской аристократии. Инородцы, будучи чужими на русской земле, были преданы только Царю и беспрекословно выполняли его волю. Тем легче было с такими подручными начать преследование той части аристократии, которую Иоанн подозревал в изменнических поползновениях.
Царь видел противовсе влиянию аристократии в опричниках как таковых, к числу которых относились отнюдь не только выходцы с Северного Кавказа и Казани. Мелкопоместные дворяне и европейские наемники служили в опричнине столь же "надежно", как и мелкие мурзы.

>Но то, что во главе опричного войска был поставлен Кн. Михаил Черкасский (до Св.Крещения Салтанкул), а во главе опричных полков инородцы - Шейдяков (ногай) и Муртозалей Кайбулович (татарский царевич), говорит о многом. Видимо, они и формировали эти полки и набирали в них большей частью своих единокровцев.
Четкой логической взаимосвязи между тем кто возглавлял полк, и тем, кто в него входил не прослеживается. В конце XIX века среди флотского командования была велика остзейская прослойка, но при этом выходцы из Прибалтики среди нижних чинов отнюдь не преобладали.
Князь же Михаил Черкасский приходился как мне помнится близкой родней второй жене государя. Что Вы скажете, если предположить, что если бы не эта женитьба Грозного, он вряд ли бы поднялся до таких высот ?

>Такова была «аристократия», насаждавшаяся волей опричных вождей и Царем на исконно русских землях. Мелкие татарские, ногайские, черкесские, кабардинские, адыгейские князьки и мурзы осваивались в роли хозяев.
>Хотя прямых указаний нет на то, что перечисленные здесь люди состояли в опричине, но в этом можно не сомневаться. О том, что они опричники, говорит и время наделения их поместьями, и время запустения этих же поместий - 1571-1572 гг., когда Грозный Царь пустил в расход значительную часть отработанного материала. Практика при чистках и репрессиях известная. Видимо, указанные люди или бежали из России в этот период, или же были казнены, вследствие чего их поместья оказались пустыми.
Запустения поместья из гибели помещика, тем более где-то на стороне, не следует. Тот факт, что ногайским и прочим царевичам принадлежали лишь запустелые земли скорее говорит о том, что этой публике были сплавлены главным образом негодные малонаселенные земли, поскольку нельзя было им ничего не дать, а хороших земель было жалко.
Если не сложно нельзя ли привести более подробную выдержку из "Обыскной книги", касающуюся какого-либо конкретного населенного пункта чтобы понять, правильно ли проинтерпретировано ее содержание ?

>Не исключено, что они переметнулись на сторону крымского хана Девлет-Гирея при его нашествии на русские земли в 1571 году.
Кажется это новое слово в исторической науке. Может быть Вы располагаете более насыщенным фактическим материалом о переходе кого-либо из опричников на сторону крымцев в 1571-м, чем предположения - было бы любопытно ознакомиться.

>И этот процесс насильственного изменения состава русской аристократии интенсивно шел по всей России. "Мусульманская партия" фактически правила страной и, пользуясь отсутствием заметного сопротивления, безжалостно истребляла население, прибирая к рукам его богатства.
Агитка чистой воды.

>Спустя десять лет после организации опричины писцовые книги Коломенского уезда отметили, что на триста человек тамошних дворян приходится:
>2 гречан, 5 новокрещенов, 6 литовцев и немцев, 105 человек служилых татар, 3 вдовы татарки, да 3 толмача (национальность не указана). Таким образом, около 40 % всех помещиков уезда были нерусского происхождения.
Во-первых эти писцовые книги - самые старые из уцелевших, а потому никакой динамики по ним отследить не представляется возможным. Татарская аристократия играла немалую роль в стране и до Ивана Грозного.
Во-вторых было бы не менее любопытно посмотреть на процентное отношение земель уезда, принадлежащих 40% этих "инородцев" и земель остававшихся в руках у "чистокровных русаков", а также соотношение живших на этих землях крестьян. Еще интереснее была бы такая статистика с учетом монастырских и государевых земель. Цифра 40% при этом заметно скукожилась бы.

>Иноверцы широкой волной разлились по России.
Гхм. Иноверцы - люди иного религиозного вероисповедания. Надеюсь Вы в курсе, что подавляющее большинство татарских мурз, принятых при Грозном на службу, было крещеным. Потом "широкой волной" они могли разливаться только по опричным землям, которые охватывали отнюдь не всю территорию страны.

>Характерно, что попутно выходцы с Волги и Северного Кавказа устраивали «разборки», сводили свои внутренние счеты.
Далее сплошная беллетристика. "Хотя никаких свидетельств и нет, но все же очень странно что ..." и в конце замечательный вывод - всех замочил Михайло Алегукович, пока его самого не замочили, впрочем неясно за что. Годится для хорошего худлита, но не для исторического исследования.

С уважением, Бокарёв Александр