|
От
|
полковник Рюмин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
15.09.2003 00:42:59
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Re: О жертвах и об исполнителях...(перенос снизу)
Здравствуйте.
Хотел бы обратить внимание уважаемого сообщества в связи с обсуждением царствования Иоанна IV и опричных репрессий на одну особенность эпохи.
>...система террора и запугивания опиралась на нравственно худших людей - карьеристов, доносчиков и палачей, причем несостоятельных не только нравственно, но и профессионально (опричное воинство попытались использовать в войне с внешним врагом). Все они плохо кончили, а само слово "опричина" Царь запретил упоминать под страхом смерти. Напоминает судьбу двух поколений чекистов.
Рассматривая состав окружения Царя Иоанна Васильевича, на эту особенность нельзя не обратить внимание. Царя Иоанна окружало огромное количество инородцев исключительно восточного происхождения. Почему-то ни в исторической науке, ни в художественной литературе этот факт совсем не выделен и не отмечен авторами. «Мусульманский клан», по своим источникам и составным частям делившийся на три части: мафии татарскую, ногайскую и северокавказскую. Царь видел в них противовес влиянию собственной русской аристократии. Инородцы, будучи чужими на русской земле, были преданы только Царю и беспрекословно выполняли его волю. Тем легче было с такими подручными начать преследование той части аристократии, которую Иоанн подозревал в изменнических поползновениях.
Ответить на немаловажный вопрос, из кого состояла опричина, документально мы не можем (за редким исключением). Списки опричников до нас не дошли, хотя известно, что они были. Но то, что во главе опричного войска был поставлен Кн. Михаил Черкасский (до Св.Крещения Салтанкул), а во главе опричных полков инородцы - Шейдяков (ногай) и Муртозалей Кайбулович (татарский царевич), говорит о многом. Видимо, они и формировали эти полки и набирали в них большей частью своих единокровцев.
Сохранились интересные документы, которые называются «Обыск государевых поместных земель и угодий». К сожалению, эти документы относятся лишь к Бежецкой и Вотской пятинам Новгорода. Однако ж несомненно, что подобные «обыски» проводились по всей русской земле, и цель их очевидна – составить представление о том, как много земель и деревень можно выделить новым служилым людям. Приведу небольшой список помещиков, которые были помещены в Бежецкой и Вотской пятинах после «обыска» 1564 года. Поместья этим людям розданы были в 1565-1566 гг., т.е. в те годы, когда опричнина была уже утверждена и шло интенсивное изгнание русского дворянства со своих земель.
Зенеяк Алишев Байбулат Мамышев
Дмитрий Улдесов Кн. Петр Коурзянов
Леонтий Теребердеев Ишей Сююндюков
Михаил Сююндюков Текей Девешов
Бидалей-мирза Багишев Шавкал Беречанов
Куземка Курмансеит Тенсеитов
Тегеша Баубек Девлет-Килдеев
Кутлуян Асанов Кайбула Борчин
Сатыим Теребердеев Ебоган Богатырь
Досан Абызов Кудайгула Кудайбахтыев
Утемиш Келдешов Яилган Кошалыев
Мусикей Мурзин Сунчелей-мирза Тиммахматов
Еболак Богатырь Кн. Караул Шенбаков
Девлет-Килдей Богатырь Билдалей-мирза Енговатов
Черияр Маакмет Матаев
Еилган Кошалыев Тюгий Кощеев
Алиша Алдияров Курмаш-мирза
Федор Розгельдиев Юрко Батаев
Досай Ликичиев Енебек Сатымов
Кунделей Мамаев Апонай Бокшандин
Иван Саламыков Коурбай Ебоулов
Квашня Саламыков Кутлусат-Улан Уанаш-Уланов
Тугучюр-мурза Азямсин Акчюра Уземеев
Шабулат-мурза Тобулатов Алабердей Уземеев
Асанчюра Кулушев Ишей-мирза Кошум-мирзин
Белек-Абыз Козембердеев Ишук Бухарин
Татык Тереулов Кундруг Ишимов
Тонготар Уланов Сатым Теребердеев
Айдар Акбуров Котлеват Акчазов
Елболда Куйдагулов Сенгельдей Баирячев
Исуп Колзаков Бидалей Баирячев
Олексей Елхозин Карпчей Черкасов
Меншчк Черкасов Ханкильдей Абызов Кошалыев
Кн. Бурнаш Кудеяров Сатлынган Бурундуков
Ишей Чигирев Тлеша Теребердеев
Енбулат Конбосаров Девлет-мирза Сатлыганов
Епанча-мирза Карагиз-мирзин Кощак Тадырев
Ебагин Дон-Богатырь Бигулуев
Ерлагаш-мурза Комашин Кудайбиш-мирза Токин
Евай-мирза Атемеш-мирза Токин
Ногаиш Ахтылев Табыч-Богатырь Чейкулатов
Девеш Богатырь Биря Бурундуков
Теребердей Боушканов Олебаик Мусекин
Коензяк Кн. Тенишев
Бидалей Утекеш Аллагулов
Канчюра Олбеяров Кн. Мурза Мышецкий
Маметкул Исеншиков Кн. Кулубат Черкасский
Козембак Абыков Кулеш Урманчиев
Козяй Кутуев Кн. Ишим Адосулин
Караул Игилыков Ногаиш Ахтылев
Уанаш-Улан Чалым-Уланов Мамыш Ододуров
Якшисат-Улан Чалым-Уланов Курбат Уваров
Аныча Кн. Коурзян
Алабердей Баши-мурза Кутлеяров
Даир-мурза
( Из книги: Самоквасов Д.Я. Архивный материал. М., 1909. Т. 1-2.)
Такова была «аристократия», насаждавшаяся волей опричных вождей и Царем на исконно русских землях. Мелкие татарские, ногайские, черкесские, кабардинские, адыгейские князьки и мурзы осваивались в роли хозяев.
Хотя прямых указаний нет на то, что перечисленные здесь люди состояли в опричине, но в этом можно не сомневаться. О том, что они опричники, говорит и время наделения их поместьями, и время запустения этих же поместий - 1571-1572 гг., когда Грозный Царь пустил в расход значительную часть отработанного материала. Практика при чистках и репрессиях известная. Видимо, указанные люди или бежали из России в этот период, или же были казнены, вследствие чего их поместья оказались пустыми.
Не исключено, что они переметнулись на сторону крымского хана Девлет-Гирея при его нашествии на русские земли в 1571 году.
Несколько позднее здесь же, на новгородских землях были помещены:
Кн. Бузунак Сабанчеев и его жена Арасалтан - 1568 г.
Кн. Роман (Ромадан) Амахашуков
Гамдем Чимофов
Ислам Алей-мурза Ахметеков
Ислам Газы-мурза Биюков (Илбиюков)
Турчанин Николай Янов
Иван Егупов (был Челкан-мурза) все в 1570 г.
И этот процесс насильственного изменения состава русской аристократии интенсивно шел по всей России. "Мусульманская партия" фактически правила страной и, пользуясь отсутствием заметного сопротивления, безжалостно истребляла население, прибирая к рукам его богатства. Спустя десять лет после организации опричины писцовые книги Коломенского уезда отметили, что на триста человек тамошних дворян приходится:
2 гречан, 5 новокрещенов, 6 литовцев и немцев, 105 человек служилых татар, 3 вдовы татарки, да 3 толмача (национальность не указана). Таким образом, около 40 % всех помещиков уезда были нерусского происхождения. Иноверцы широкой волной разлились по России.
_____________________________________
Характерно, что попутно выходцы с Волги и Северного Кавказа устраивали «разборки», сводили свои внутренние счеты. Тоже знакомая картина. Так, сразу же после утверждения опричины и начала постоянных казней русской аристократии последовало несколько смертей среди видных представителей инородческих ОПГ. В летописях, а также и у иностранцев их смерти никак не связываются с начавшимися репрессиями и вроде бы вызваны естественными причинами – старостью и болезнями. В эти же годы в Москве свирепствовало моровое поветрие. Похоже, что они и на самом деле умерли своей смертью. С этим можно было бы согласиться, но уж слишком бросается в глаза строгая закономерность в отборе жертв. За период чуть больше года неожиданно один за другим умирают все вожди казанского клана: царь Едигер (1565), царевич Бекбулат (1566) и царевич Тахтомыш (1566). Умирает и недавно прибывший в Москву крымский царевич Утемиш-Гирей (1566). В 1567 году умирает Шиг-Али, самый значительный вождь казанского клана после Едигера, исчезают имена царевичей Ибака и Кайбулы. Но нет ни одного известия о смерти кого-то сколько-нибудь заметного из кабардинского или ногайского кланов. То есть Салтанкул с ведома или без ведома Царя убирал своих прежних партнеров по политическим интригам. Но недолго ему пришлось. Самого Салтанкула-Михаила зарубили по приказу Царя в 1571 году, по подозрению в пособничестве крымскому хану Девлет-Гирею. Или еще по какой причине.
_________________________________
Хотелось бы еще пару слов сказать, в том числе и уважаемому А.П.Паршеву.
У патриотов разных взглядов, толков и оттенков повелось считать Иоанна Грозного предтечей Петра Великого и... Сталина. Ничего не поделаешь, в этой связке они всегда следуют у наших опппонентов - космополитов и либералов. Образ "объективно-прогрессивного" выдающегося государственного деятеля, стремящегося исключительно к величию России, на самом деле - плод фантазии и умозрительная конструкция, для пользы дела, с прагматической целью созданная И.В.Сталиным и А.А.Ждановым. Подлинный Государь Иоанн Васильевич был менее величествен, более слаб духом и не так уж и заботился о своей стране и своем народе.
С уважением к сообществу,
А.Рюмин