От Роман Храпачевский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.09.2003 19:54:06 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

2Chestnut - О гайдамаках

>А как они снова закончились, начались гайдамаки, и Колиивщина (уже без козаков, гайдамаки всё таки были именно "разбойники, воры, пятно в нашей истории", и вставали не "за святую правду-матку", а чтоб опять-таки пограбить, но уже даже без сословных претензий, как век назад.

Для "вас" т.е. "украинцев", сиречь наследников шляхетскости гайдамаки и впрямь "чорна пляма на рожевом сукні". А для руских православных людей, а точнее поспольства, на шею которого после полувека жестокой борьбы за "землю и волю" опять села шляхта, гайдамачество представляло "единственную форму протеста против враждебного им общественного положения" - цит. по В.Б. Антонович "Исследование о гайдамачестве"// В.Б. Антонович Моя сповідь. Вибрані історичні та публіцистичні твори, К. 1995, стр. 383. А еще вот что пишет шановний Владимир Бонифатьевич: "В Малороссии, лежавшей на левой стороне Днепра, в округе, приписанном к Киеву, на правой стороне этой реки... свободные и обеспеченные в экономическом отношении левобережные козаки, киевские мещане, новослободские поселенцы и особенно запорожцы принимают участие в гайдамачестве, очевидно, не из побуждений личного интереса; они сознают свою солидарность с народонаселением страны, в которой развивается гайдамачество, и примыкают к нему на основании убеждений общественных, народных и религиозных, выработанных историей страны и сохранившихся в виде унаследованного предания старой козацкой борьбы. Захват Правобережной Украины поляками, господство в ней шляхетского сословия, деятельное водворение унии - являются в глазах освободившихся жителей Малороссии и Запорожья исторической несправедливостью, отрицанием заветной мысли козацкой борьбы; противодействие ляхам есть, по их мнению, естественная традиционная обязанность... Кроме мещанского населения в Киеве, гайдамаки находят сочувствие и еще более существенную поддержку среди братии многочисленных киевских монастырей... в Киев, как в центр религиозной жизни края, стекались повседневно жалобы насильно обращаемых в в унию православных жителей Юго-Западного края; туда приезжали под защиту митрополита изгнанные из приходов униатами, лишенные крова и имущества, часто жестоко оскорбленные или изувеченные сельские священники; весной являлись на поклонение киевским святыням, несмотря на запрет шляхтичей и помимо польских военных кордонов, многочисленные толпы богомольцев из Юго-Западного края, приводившие иноков в ужас рассказами о страданиях, претерпеваемых ими на родине из-за преданности православию. Конечно, среди киевского духовенства должны были сильно развиться: чувство оскорбленной религиозной совести и желание помочь единоверцам... В глазах их каждый гайдамацкий отряд, отправлявшийся за рубеж Речи Посполитой, шел восстановлять правое дело, наказывать святотатственное оскорбление церкви, жертвовал собой за попранные религиозные права своих единоверцев и сограждан; вследствие такого взгляда, мы встречаем многочисленные факты содействия организации гайдамацких отрядов со стороны монахов всех киевских монастырей; важное удобство в этом отношении представляло то обстоятельство, что монастыри владели обширными поземельными поместьями в Киевском округе: села, хутора, леса и пасеки, принадлежавшие монастырям, составляли более 2/3 этой территории... в этих поместьях, удаленных от города и, следовательно, от ближайшего надзора властей, как светских, так и духовных, гайдамаки находили временное безопасное и привольное пристанище" (там же, стр. 393-395).
Так что читайте классику - она рулез, с ее помощью всякие бредни парируются без проблем.
От себя еще замечу, что я горд моими предками, которые выполняли эту "естественную традиционную обязанность".

http://rutenica.narod.ru/