Re: [2Китаец] Нет.
>А доходило ли в этих случаях дело действительно до штыка? Под штыковым боем я понимаю только такую ситуацию, когда противники действительно дерутся штыками, т.е. взаимно наносят и отбивают удары. Ситуацию, когда одни бегут, а другие их преследуют и, если удается догнать, убивают штыками, я уже не рассматриваю как штыковой бой, т.к. это уже не бой, а истребление.
Что любопытно - идея о том, что "в настоящей войне" до штыка не доходило, была - если верить статье НЙТаймс (американцам - британцев не любившим - не было причины воспевать не имевшую места доблесть "Томми Аткинса", так что я бы с бОльшим доверием отнёсся к её описанию боя, чем Вы) - распространена уже во время Крымской войны. И тем не менее об чтом снова и снова пишут, как об откровении. Может, это тоже миф?
А если нет - когда же, в таком случае, произошёл перелом в настроениях и морали рядового солдата? "Пуш ов пайк" в 17 веке - вполне реальное явление, а при Лютцене дрались врукопашную даже прикладами мушкетов. В 1689 горцы смели армию Вильгельма Оранского не потому, что те не выдержали их атаки, а потому, что не успелли примкнуть штыки (которые ещё надо было вставлять в ствол мушкета).
Впрочем, Вы, как мне помнится, не отрицаете того, что штыковой БОЙ таки происходил в укреплениях и населённых пунктах.
Но вот возьмём, скажем, Зулусскую войну 1879 года. При Исандхване британцы, после того, как у них кончились патроны, не побежали, но встретили превосходящего противника именно штыками (не то, чтобы это им сильно помогло, и можно спорить, что они знали, что им так и так карачун, так лучше умереть достойно). Роркез дрифт как аргумент не подходит - там опять таки были укрепления, какие-никакие.
Да, по поводу противостояния конных копейщиков и пикинеров - есть гравюры сражений 1560-х годов французских религиозных войн, где именно показаны линии копейщиков, старающихся достать копьями ряды пикинеров (то, что Вы считаете фантазией, как я понимаю). То же есть для более раннего периода - знаменитый барельеф сражения при Мариньяно (1515), где жандармы Франсуа первого именно так атакуют швейцарцев. Можно спорить по поводу аутентичности (художник изображал то, чего заказчики хотели, а заказчики часто были именно теми, кто "пытался достать"), но тем не менее кое-какие свидетельства безусловно налицо.