Высказывание это относится не к участию монастырей и, в меньшей степени, монахов в обороне, а к поискам "православных боевых монахов" а ля Шаолинь... (В смысле "подготовки в монастыре военных кадров" и т.п.)
Что до темы - то я бы определил следующее:
1. Монастыри были важным элементов обороны, но не силами одних только монахов.
2. Ценность их заключалась в капитальных постройках, использовавшихся, как укрепления.
3. Именно постройкой их, как укреплений, зачастую обуславливалась государственная помощь на строительство.
4. В отсутствие военной угрозы это позволяло защищаться от бандитов и т.п., что было особенно важно на окраинах, так что был в фортификации интерес и самого монастыря.
5. В военное время там мог располагаться гарнизон с тяжелым вооружением, иногда он размещался и заблаговременно до войны.
6. Сами монахи пушками и т.п. не располагали, легкое оружие им также, строго говоря, не полагалось (хотя на послушников такие ограничения вроде не распространяются, также и на монастырских крестьян и других беженцев).
7. Без гарнизона монахи могли отбиться от бандитских и разложившихся военных формирований, хотя есть и исключения.
8. Специальных "военных монахов" не было, хотя достаточно много было людей с военным опытом, включая командный.
9. Специальное "военное обучение" монахов не практиковалось, хотя в военное время они могли взяться за оружие. Отчасти это было связано с тем, что оборона крепости в ту пору не требовала специальных знаний, скорее бдительности и стойкости.
10. Как правило, монахи скорее составляли тыл гарнизона, при том, что на стенах присланный отряд и крестьяне. Опять же есть исключения, и очень эффектные...