|
От
|
Dassie
|
|
К
|
А.Никольский
|
|
Дата
|
09.05.2003 10:25:19
|
|
Рубрики
|
Современность; Космос;
|
|
О коррозии
Дело еще и в том, что самые
термостойкие части покрытия шатла, сделанные из углеродного композита, укрепляются на носу и на передних краях
крыльев с помощью болтов, а не приклеиваются, как остальные
теплозащитные плитки. Крепежные болты сделаны из антикоррозионной стали,
и как раз места соединения углеродных защитных панелей с алюминиевым
каркасом подвержены наиболее сильной коррозии из-за просачивающихся туда
соленых паров морской воды (Флорида ведь). Это было отмечено на "Колумбии" еще в 1983
году. На корродированные места приклеивали алюминиевые накладки. Но
доступ внутрь крыла такой
непростой, что, как сказал шатловский инженер-ветеран, только один
"маленький стажер-англичанин" из его команды смог туда пролезть,
проверить и починить (дело было в 1983-85 годах). В 2001 году "Колумбию"
основательно подчинили-модифицировали, но проблемы с коррозией, возможно,
остались.
В пользу "Колумбии" скажу, однако, что, поскольку это был первый шатл, на нем - и только на нем - было некое подобие "черного ящика", точнее,
25-килограммовый сундук, записывавший информацию от более чем 700 датчиков
на этапе выхода на орбиту и на этапе спуска. Объем информации - существенно больше той телеметрии, что шла на Землю.
Прибор назывался Orbiter Experiment Support System (OEX).
Так вот, сундук этот нашли - и часть информации с него удалось расшифровать.
По-видимому, это также помогло в расследовании.
Я довольно внимательно следил за расследованием - и вывешивал выжимки на Либеральном форуме, под ником "Инфа".
(Если вдруг кто-то пойдет смотреть - там 80 процентов мусора из-за ругани с разными пижонами.)