От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.12.2000 05:34:39 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Резидентура КГБ в Израиле в 60-е годы




АПОРТ<Рисунок>
РОССИЙСКАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА
------------------------------------------------------------------------
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА ДОКУМЕНТА
------------------------------------------------------------------------
главная страница | помощь

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ РЕСУРС - Военное дело
http://www.sem40.ru/magendavid/shpistras_5.shtml




Военное дело >>
Евреи неоднократно развеивали миф о том, что они хорошие политики и плохие вояки



Что ищем?

новое:

Ближний Восток - позиция России
Война на Ближнем Востоке - быть или не быть?
Евреи и арабы братья...
Среди погибших на атомной субмарине "Курск" был еврей
Палестинская интифада
Трудные дни секретных спецслужб



------------------------------------------------------------------------


Рыцари плаща и кинжала



МОССАД и другие



Борьба с терроризмом



Охотники за фашистами



Шпионские страсти



Главное - маневры



Что имеем, тем воюем

Герои и полководцы

Герои СССР



Женский батальон



Ближневосточные конфликты



Арабо-израильское урегулирование



Форум
Зайди на форум и примерь Щит Давида сам! Если он тебе по плечу >>





"Sem40" участвует в конкурсе на соискание Национальной Интел Интернет Премии 2001 - это профес
сиональная
премия
Российской Академии Интернета Голосуйте за нас!
Реклама







Шпионские страсти >>

На главную>>

На Земле Обетованной

Деятельность советской резидентуры в Израиле в 60-х годах

Отпуск пролетел незаметно, и вот я снова в Москве, в большом здании на Лубянке. Меня принял начальник ближневосточного отдела внешней разведки Яков Прокофьевич Медяник, сообщив о намерении рекомендовать мою кандидатуру в качестве резидента в Израиль. Поблагодарив его, я выразил сожаление, что не владею ивритом, но Яков Прокофьевич заметил: "Не владели местным языком и ваши предшественники Зайцев и Вертипорох, однако они сумели вырастить на "Святой земле" сад, плоды с которого мы собираем и сегодня". Медяник также напомнил, что пригодится мое знание немецкого, который близок к идишу, а на нем говорит едва ли не половина Израиля. Кроме того, многие там владеют русским языком... Сборы были недолгими. В конце августа 1962 года мы с женой уже летели самолетом "Аэрофлота" до Кипра, а там пересели на "Боинг", следовавший в Тель-Авив.

Ближневосточный регион, это "мягкое подбрюшье" Европы, представлял для разведок всего мира несомненный интерес. В 60-е годы обстановка там была весьма подвижной и неспокойной. Приступая к работе, следовало сделать многое, в частности ознакомиться на месте с документами, касающимися истории региона и возникновения еврейского государства в Палестине. Я обратил внимание прежде всего на тот факт, что решающую роль в воплощении в жизнь вековой мечты евреев о создании национального государства сыграл Советский Союз. Уже одно это определило мое уважительное отношение к Израилю. Другое дело, что впоследствии иным державам - США и Англии - было сподручнее обхаживать наше "детище", пользоваться его услугами в регионе.

Я со всей определенностью говорил о необходимости диалога Израиля с арабскими странами в выступлениях перед израильской общественностью, в том числе в Иерусалимском университете и Хайфском институте. Американцы были, конечно, богаче и практичнее нас, да и действовали здесь тоньше... Но неплохие предпосылки для развития дружественных отношений с Израилем были и у нашей страны.

Я помнил всегда и о том, что регион пребывания - перекресток трех континентов... Об этом, видимо, не забывали и наши предшественники, когда приобретали земельные участки и недвижимость на "Святой земле". История отечественной дипломатии непреложно свидетельствует, что односторонняя ориентация в политике - профранцузская, прогерманская, проанглийская - приносила стране малые дивиденды и большие обязательства.

Между тем необходимо было свыкнуться с кругом обязанностей по прикрытию. И, конечно же, самого пристального внимания и осмысления требовали специальные проблемы предстоящей работы. Ознакомившись с делами резидентуры, я призадумался: "Сад Зайцева и Вертипороха" переставал плодоносить. Надо было срочно искать пути заполнения расширяющейся информационной "бреши". Воссоздание эффективного аппарата помощников - прямая задача резидентуры - требовало, несомненно, времени. Но в разведке информация нужна ежедневно, особенно в условиях нагнетаемой напряженности.

Именно неуклонным обострением региональной напряженности характеризовалась обстановка на Ближнем Востоке в середине 60-х годов. Высокомерное нежелание считаться с законными правами народов и логикой развития исторического процесса отличало как израильских, так и арабских экстремистов: одни бредили идеей "Великого Израиля" от Нила до Евфрата, другие напрочь отрицали само право государства Израиль на существование...

С учетом складывающейся оперативной обстановки мы определили первоочередные наши задачи:

- активизировать работу по предотвращению подрывных акций местных иностранных спецслужб против советского посольства, его сотрудников и советских граждан в Израиле;

- своевременно информировать Центр о мероприятиях правительств Израиля, США, Англии и ФРГ по возможной подготовке войны на Ближнем Востоке;

- изучать отношение политических партий и общественности страны к вопросу о путях разрешения арабо-израильского конфликта;

- выявлять подрывную деятельность местных спецслужб и организаций, в первую очередь таких, как "Натив", на которую возлагается задача ведения шпионажа против СССР и разжигания антисемитизма в нашей стране с целью усиления эмиграции евреев в Израиль;

- проверить достоверность имевшейся информации о ходе ведущихся в Израиле работ по созданию атомного оружия;

- выявлять роль и место Израиля и его спецслужб в осуществлении политики США и других стран НАТО на Ближнем Востоке.

Главные задачи "точки" с учетом местных условий были определены, оставалось найти формы и методы их решения... В 60-е годы мы остались без источников информации. Одни наши помощники разочаровались, другие испугались Шинбета, третьи не получили от нас того, на что рассчитывали. Однако мы искали и находили нужных людей. К нам приходили и доброжелатели, их было немало. Это не были шпионы и предатели, а честные и лояльные граждане молодого государства, патриоты-интернационалисты, не желавшие видеть свою страну в качестве "кнута" американской политики на Ближнем Востоке. Это были люди, выступавшие против политики агрессии и захвата арабских территорий.

Среди них встречались и бывшие советские евреи, и ашкенази, и сабры, однако не было ни одного араба или коммуниста. Имели место случаи, когда к нам обращались коммунисты, но мы не пользовались их услугами: нам запрещалось это делать. Подчеркиваю, что израильские коммунисты не были агентурой Москвы, как это иногда пытались представить общественности их противники.

Ознакомившись на месте с агентурно-оперативными возможностями резидентуры и нашим положением в стране пребывания, я пришел к выводу о необходимости коренного изменения подхода к использованию специальной техники. Не имея тогда серьезных источников информации и учитывая, что их приобретение требовало времени, мы решили включить в работу возможности оперативной техники. Для этого обратились в Центр с предложениями:

- в срочном порядке командировать к нам опытного и делового оперработника;

- направить на нужный объект аппаратуру контроля эфира, а также радиоперехвата, поиска средств подслушивания и малогабаритную аппаратуру звукозаписи.

Руководство внешней разведки довольно быстро удовлетворило нашу просьбу. В "точку" прибыл опытный инженер, а вслед за ним и спецтехника.

Исключительно большую пользу мы извлекли из прослушивания радиоканала службы наружного наблюдения местной контрразведки Шинбет, круглосуточно следившей за нашими сотрудниками. Получаемые сведения позволяли нам своевременно предпринимать контрмеры, обеспечивали конспиративность работы с источниками информации и безопасность встреч, позволяли выявлять "жучки" в квартирах сотрудников, разгадывать и другие хитроумные проделки контрразведки. Мы помогали и нашим друзьям по сотрудничеству, особенно полякам и румынам.

Как мне представляется, в то время мы были одними из первых в нашей разведке, кто так широко применил опертехнику в практической деятельности. Использовалось нами и визуальное наблюдение в районах сосредоточения израильских войск накануне агрессии, а также наблюдение за поступлением в страну военных грузов. Оперсостав резидентуры под разными предлогами, в том числе под видом охоты, систематически выезжал в приграничные районы Израиля. Иногда в интересах дела на охоту приглашались и отдельные иностранные дипломаты. После охоты велись полезные беседы о положении в стране и регионе... Наша деятельность, видимо, тревожила израильскую контрразведку. За нами усилился контроль службы наружного наблюдения.

1964-1966 годы характеризовались заметно возросшей активностью внешнеполитического и военного ведомств Израиля, обострением арабо-израильского противостояния. Тель-Авив продолжал политику "с позиции силы" в отношении арабов, укреплял военное сотрудничество со странами НАТО. В стране подогревались антиарабские настроения...

В этих условиях усилия резидентуры были направлены на своевременное "вскрытие" процессов, осложнявших обстановку в регионе, на предотвращение предстоящего кровопролития. Из регулярно поступающей информации следовало, что война на Ближнем Востоке приближается и может возникнуть в конце 1966-го или первой половине 1967 года.

В середине 1966 года резидентурой были установлены доверительные отношения с неким N., близким к правительственным кругам и осведомленным о принимаемых там решениях по военным вопросам. Перед источником была поставлена задача: своевременно информировать о времени нового израильского нападения на арабские страны.

Резидентура наладила систематическое получение документальных материалов, раскрывающих замыслы израильских "ястребов" и стран НАТО в регионе, о которых прежде мы могли только мечтать. Суммируя информационные возможности резидентуры в 1965 и 1966 годах, можно сказать, что мы знали не только о тех событиях, которые нас интересовали в стране, но и обо всем, происходящем за ее пределами.

Как нам удалось это сделать? Во избежание кривотолков скажу, что советская внешняя разведка в Израиле не занималась враждебной подрывной деятельностью против израильского народа и его государства. Не работали мы и в пользу арабских стран. Наши силы и средства были сосредоточены на сборе достоверной секретной информации. Сюда, разумеется, входили вопросы военно-политического характера, поскольку СССР стремился предотвратить кровавый конфликт на Ближнем Востоке, выступая за мирное решение арабо-израильского конфликта.

В июне 1967 года сотрудники посольства СССР в Израиле, все мои коллеги сожалели о том, что наш упорный и самоотверженный труд не принес желаемых результатов: большое кровопролитие на Ближнем Востоке не было предотвращено. Вина в том - не нашего государства.

Развязанная "шестидневная война" не только не разрешила спорные проблемы между Израилем и арабскими странами, но еще больше обострила их, усилила напряженность в регионе и во всем мире. Разрыву дипломатических отношений между СССР и Израилем обрадовались лишь правые круги в Вашингтоне и Тель-Авиве.

Вряд ли имеет перспективу ныне создаваемая "Палестинская автономия" под контролем Израиля вместо образования, как это предусмотрено решениями ООН, независимого Палестинского государства. Хочется верить, что Россия, как и ранее Советский Союз, будет последовательна в своих усилиях на Ближнем Востоке.

Иван Прохорович Дедюля - ветеран Службы внешней разведки, инвалид Великой Отечественной войны II группы, бывший командир партизанской бригады "Смерть фашизму". "НВО"


------------------------------------------------------------------------


Sem40.Ru
ИА ПровинцияБГ 2000
webmaster@sem40.ru


 



<Рисунок>


------------------------------------------------------------------------
АПОРТ изнутри • О компании • Пресс-релизы • Вакансии • Вебмастеру • Добавить URL • Реклама
------------------------------------------------------------------------

Copyright © 1996-2000 Agama
feedback@agama.com <Рисунок>