От Sav Ответить на сообщение
К Chestnut
Дата 19.03.2003 18:51:03 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Армия; Версия для печати

Про "ирокез" Святослава

Приветствую!


>С переводами древних текстов встречаются забавные вещи. Скажем, у нас традиционно считается, что Святослав Игоревич носил на голове нечто напоминающее запорожский "оселедець". И действительно, перевод Льва Диакона 1820 г., традиционно используемый русскоязычными историками, дает основания понимать именно так. Но вот почитаем Соловьева (который не мог не знать древнегреческого и скорее всего пользовался оригиналом Хроники):
>"Все волосы на голове были у него выстрижены, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам, что означало его знатное происхождение."

Тут, ИМХО, другая фигня - забавные вещи случаются не с переводами, а с интерпритациями изложенного. В примере с прической Святослава существенно не то, свисал ли "клок" с одной стороны или с обеих ( ученые допускают и один и второй варианты перевода термина, который использовал Диакон), а то, что по этому поводу есть мнение что:

1) Диакон, скорее всего, при переговорах не присутствовал и описывал внешность Святослава с чужих слов.
2) Будучи сыном своего времени, Диакон заботился не о точности передачи деталей прически тавроскифского вождя, а о том, что бы описание внешности соответствовало устоявшимся представлениям о том, как ДОЛЖЕН выглядеть враждебный Империи тавроскифский вождь. Также есть мнение, что это описание в чем-то перекликается с описанием внешности Аттилы.

Можно спорить носил ли Святослав пейсы на бритой голове или оселедець (и если да, то носил ли он его закрученным или распушенным или закрученным и обмотанным вокруг ушей:)). Можно просто принять точку зрения, что данное описание достаточно условно и все.

С уважением, Савельев Владимир