Потеря суверенитета или решение долговой проблемы?
Договоренности Касьянова-Шредера в оценке Гавриленкова, Вьюгина, Задорнова и Делягина
В минувшую пятницу Михаил Касьянов и Герхард Шредер объявили о достижении сенсационной договоренности:
немецкая часть долга СССР Парижскому клубу может быть погашена передачей немецким предприятиям долевого участия в российских.
Как сказал Михаил Касьянов, долг РФ может быть обменян на акции РАО "ЕЭС" и "Газпрома".
Упомянул премьер и о том, что кредиторам могут быть предложены акции банков, в которых крупным акционером является государство
(в обозримом будущем ЦБ должен выйти из капиталов Сбербанка и Внешторгбанка).
По горячим следам "Полит.ру" уже комментировал это сообщение.
Как признал в разговоре с нами в понедельник источник в правительстве, достигнутое соглашение не было неожиданным для российской делегации экспромтом канцлера Шредера.
Да и вообще такие предложения экспромтом не делаются. В правительстве подчеркивают, что предложение сделано и принято.
Теперь предстоит главное: проработка конкретных деталей соглашения.
Советник Михаила Касьянова, председатель правления банка "Российский кредит" Александр Лившиц уже заявил, что наиболее вероятной компанией, акции которой могут быть предложены к обмену, является Газпром.
внутриправительственная оппозиция?
По данным из других источников, Алексей Кудрин выступает против погашения долга акциями (такой же точки зрения придерживается Михаил Делягин - см. ниже).
Косвенным подтверждением может служить информация по итогам встречи Кудрина с вице-президентом Всемирного банка Йоханнесом Линном, в ходе которой "состоялся обмен мнениями по некоторым чувствительным вопросам".
Запланирована и дополнительная встреча с миссией МВФ. Ранее никаких встреч до нового приезда миссии не планировалось.
Как сообщило РИА "Новости" со ссылкой на анонима в правительстве, Кудрин
"подтвердил намерение российского правительства добиваться реструктуризации долгов Парижскому клубу кредиторов, несмотря на несогласованность оценки ситуации в России"
и отсутствие совместной программы правительства и МВФ.
Это, считает Кудрин, не должно повлиять на перспективу реструктуризации долга.
На фоне достигнутой Касьяновым договоренности с Шредером тезис о реструктуризации звучит явной фрондой.
Впечатление такое, что Кудрин обратился к ВБ и МВФ, сделав "фол последней надежды" - с целью все-таки отстоять вариант реструктуризации и избежать погашения долга активами предприятий.
Продолжает Кудрин и атаку на нефтяников с целью выбивания дополнительных доходов.
Но если долг погашается акциями либо выплаты Парижскому клубу в 2001 году не производятся, никаких экстренных фискальных мер вроде не требуется.
Серьезная ссора вице-премьера с нефтяниками - следствие азартного наскока - становится оправданной только в контексте долговой задачи:
либо собрать деньги для выплат, либо показать фискальные достижения, быстро договориться с МВФ и провести реструктуризацию.
Кстати, "работу правительства РФ с нефтяным сектором" Кудрин обсуждал и на встрече с Линном.
Между тем эксперты активно обсуждают перспективу бартерного долгового зачета с Германией.
"Стоит один раз разрешить обмен акций - и все активы, которым владеет правительство, будут под вопросом: стоит ли их отдавать, чтобы облегчить долг",
- говорит, к примеру, глава аналитического отдела UBS Warburg Бун.
Гораздо привлекательнее, по его мнению, другой вариант: правительство продает акции, получает деньги и отдает долг кредиторам деньгами.
Наоборот, начальник аналитического отдела Альфа-банка Сергей Глазер считает, что предложение выгодно как Германии (она сможет вернуть вложенные средства), так и России
(компании получат зарубежных партнеров, что увеличит их инвестиционную привлекательность, подтолкнет структурные реформы и повысит стоимость фирм).
"Полит.ру" попросил прокомментировать ситуацию с договоренностями Касьянова-Шредера заместителя гендиректора Бюро экономического анализа Евгения Гавриленкова и вице-президента ИК "Тройка Диалог" Олега Вьюгина.
Также мы приводим высказывания по данной проблеме зампреда бюджетного комитета Госдумы Михаила Задорнова ( из интервью радиостанции "Эхо Москвы") и директора Института проблем глобализации Михаила Делягина ( из интервью сайту "Открытая экономика").