От Алекс Антонов Ответить на сообщение
К Robert Ответить по почте
Дата 02.02.2003 09:39:28 Найти в дереве
Рубрики Современность; Космос; Версия для печати

Re: Вы просто...

>>1.) Катастрофический вариант "Челленджера" - после взрыва спускаемый аппарат "Союза"
>
>После взрыва на стартовом столе, а не в полете, см. ниже

Нет.

>>2.) Катастрофический вариант "Колумбии" - автоматический отстрел с уводом СА "Союза" в тот же момент как датчики зарегистрируют катастрофические изменения в режиме спуска корабля (скажем начало разрушения силовых элементов конструкции или ненормально изменение углов из за быстро развивающейся аэродинамической ассиметрии).
>
>>Таким образом спасение с помощью капсулы возможно на всех режимах полета, но
>
>Аварийный РДДТ "союза" вместе с головным обтекателем сбрасывается вскоре после взлета, по покиданию атмосферы. И на большиx скоростяx он абсолютно бесполезен - его тяги просто недостаточно чтобы отделить спускаемый аппарат от ракеты-носителя, аппарат прижат к ракете как инерционными силами если двигатели ракеты продолжают работать, так и скоростным напором если дело происxодит в атмосфере. Его назначение - спасение экипажа если начнется пожар в момент пуска двигателей, у носителя "союза" иx 20 штук (наследие немецкой "Фау-2") и как следствие иx большого количества вероятность пожара, не-срабатывания одного из ниx, не выxода на полную тягу, и т.д. довольно высока. А при спуске "союза" спасать нечехо - от спускаемого аппарата отделяться нечему, он есть единый неделимый предмет, так что РДТТ не нужен.

Вы просто не в курсе (да, к слову, и сколько у ФАУ-2 было двигателей?) возможностей САС "Союза".

http://pv.khv.ru/archive/00/04/11/a3.htm

"...В первые минуты старта полет проходил по штатной программе. На 120-й секунде произошло отделение боковых ускорителей, на 150-й сброшен головной обтекатель, на 180-й секунде земля подтвердила: "Полет нормальный".

"На 261-й секунде полета, - вспоминает в письме командир корабля Василий Лазарев, - должно было произойти отделение второй ступени. В этот момент я почувствовал тангажную раскачку. Подпал: качает сильнее, чем в прошлый раз. Поднял руку, смотрю - ее водит... Затем громкий звук сирены и тревожное мигание красного табло: "Авария носителя"... Всё произошло в считанные секунды. Космонавты понимали, что времени у них для принятия решений очень мало. Свободы действий - еще меньше, так как основную часть работы по спасению экипажа в подобных ситуациях специалисты возложили на автоматику.

Экипаж сделал все что от него требовалось по инструкции. И как в этот момент пригодились часы тренировок, проведенные на тренажерах при отработке действий во время возникновения нештатных ситуаций!..

После прекращения работы двигателей на какое-то короткое время наступила невесомость, которая на участке входа в атмосферу сменилась чудовищной перегрузкой. Перегрузкой, какую до них не испытал ни один космонавт!

Всё, что происходило в дальнейшем, напоминало кошмарный сон: дышать становилось все труднее и труднее. Тяжесть съедала все звуки, оставляя гортанный хрип и сопение... Корабль начал неуправляемое падение с орбиты, подобно камню, брошенному вниз с громадной силой. Как потом выяснилось, перегрузка в этот момент стала двадцатикратной. Это означает, что при весе в 50 килограммов тяжесть, навалившаяся на космонавта, составила одну тонну.

Но на этом злоключения экипажа "Союза-18" отнюдь не закончились. Едва сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат стало разворачивать, словно бы при посадке на воду. Как такое могло случиться и что стало причиной новой нештатной ситуации, удалось понять далеко не сразу. Только несколькими минутами позднее пилоты осознали, что приземлились... на самом краю оврага. И в тот критический момент лишь чудо спасло космо-навтов во второй раз от неминуемой гибели: рухнуть в полукилометровую пропасть кораблю не позволили зацепившиеся за корни деревьев парашютные стропы".

Корабль совершил посадку в горном таежном районе Алтайского края, и еще более десяти часов понадобилось, чтобы экипаж был обнаружен и спасен.

Тогда, 5 апреля 1975 года, была впервые испытана система аварийного спасения корабля, который позднее получил название "Союз-18-1". А в техническом заключении позднее появились следующие строки: "После отделения корабль совершил суборбитальный полет длительностью 21 минута 27 секунд, поднявшись на высоту 192 км и пролетев расстояние длиной в 1574 километра".