От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Лис Ответить по почте
Дата 13.10.2002 13:25:17 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Версия для печати

"ходы кривые роет подземный умный крот. Нормальные герои всегда идут в обход.."

>Байку сохранил, добавив в кпрочим из той же оперы: про "подземную лодку" и "тоннель между Москвой и Ленинградом, по которому летали экранопланы"!

А байки-репортажа о подземных московских крысах-мутантах размером с бультерьера не имеете? В начале 90-х много шуму было о людях одной трудной и редкой профессии, ведущих неравную борьбу в московской подземке с мутантами.

Вот ещё о подземных лодках. Ответ Кремля
====================

ЯДЕРНЫЙ КРОТ

Виктор ФЕДОРОВ, доктор технических наук,
Мухамед КОКОЕВ, кандидат экономических наук

Хотя в мире как-будто и установился паритет ядерных боеприпасов, сил и средств их доставки, вовсе не исключено, что появление новой техники способно нарушить этот баланс.


"Крот" для доставки ядерных зарядов на территорию противника.

Сегодня главным средством доставки ядерного оружия к цели являются ракеты. Однако возможен и другой вариант перемещения заряда, хотя и с малой скоростью, зато в среде, где его трудно зафиксировать, а значит, и принять контрмеры. Речь идет о подземно-минной войне.
Не будем здесь обсуждать социальные, политические, экономические и прочие причины, по которым на протяжении своей истории человечество неустанно разрабатывает все более совершенные способы массового убийства. Ограничимся конкретным вопросом - насколько реально создание автономного аппарата для скрытой прокладки сверхдлинного туннеля.
Отметим, что вообще-то подобное ведение боевых действий известно, по крайней мере, полтысячелетия. Впервые к нему прибегли, видимо, турки в 1453 г. при осаде Константинополя. Воспользовалась им и русская армия при взятии Казани в 1552 г. И в последующее время подземно-минная война широко применялась разными странами. Но в первой половине нашего века она утратила свое значение. Ну а теперь, когда ракеты за считанные минуты преодолевают расстояние в тысячи километров, говорить о доставке зарядов под землей кажется просто смешным.
Впрочем, не будем спешить. Во-первых, потому, что созданы и беспрерывно модернизируются мощные противоракетные системы. А во-вторых, буровая техника ведь тоже не стоит на месте и ее достижения открывают самые неожиданные перспективы.
Конечно, нынешние автономные снаряды не способны прорыть туннель диаметром около метра и длиной до тысячи км. Основное препятствие - энергетика. Какой источник в состоянии обеспечить столь длительное "путешествие"? Вроде бы такого нет. Электрический кабель за аппаратом не протянешь, цистерны с бензином к нему не прицепишь. Вот если бы удалось приспособить ядерный реактор. Его энергии вполне достаточно, но как обеспечить работу мини-АЭС в таких сверхсложных условиях? Где, например, взять воду для охлаждения реактора и вращения турбогенератора? Проблемы кажутся непреодолимыми. И тем не менее, выход есть.
Дело в том, что верхняя часть земной коры состоит, в основном, из осадочных пород с относительно невысокой прочностью. И самое замечательное - в них всегда содержится много кристаллогидратной и адсорбированной воды, которая при нагреве породы до 300 - 500° С интенсивно выделяется в виде паров. Их-то и надо заставить работать в турбине.
Но это не все. Карбонаты и сульфаты, содержащиеся в породе, при нагреве до 900° С и выше разлагаются с выделением не только воды, но и диоксида углерода и сернистых газов, которые также можно направить в турбогенератор. Кроме того, из
пород в результате термообработки получаются вяжущие материалы. Уплотняя их, "ядерный крот" создаст подземный канал длиной в сотни километров с укрепленными стенками.
И хотя такое сооружение в принципе уже вполне по силам нынешней технике и не кажется слишком фантастичным, остается одно серьезное препятствие: понадобится слишком много энергии. Скажем, для проходки туннеля диаметром один метр со скоростью 0,05 м/с нужно за секунду нагревать до указанных температур 120 - 140 кг разрушенной породы, что требует не менее 200 - 250 МВт тепловой мощности. Поэтому подобный проект вряд ли осуществим.
Но есть вариант попроще: не оставлять за проходческим комплексом свободный канал, а заполнять его разрушенной породой, перемещая ее с помощью специальных транспортеров. Тогда подвергать термообработке придется лишь небольшую ее часть - ровно столько, сколько необходимо для извлечения паров и газов.
Попробуем представить, как же должен выглядеть такой самоходный аппарат длиной в несколько десятков метров. Он состоит из шарнирно-сочлененных блоков:
ядерного реактора тепловой мощностью 4-5 МВт, парогазогенератора и турбогенератора мощностью 600 - 800 кВт. Кроме того, имеются секции навигации, связи, управления, а также бурильная головка и транспортеры для перемещения разрушенной породы. И конечно, главный элемент - отсоединяемый блок с ядерными зарядами.
Рассмотрим функции некоторых блоков. В парогазогенераторе порода нагревается до 300 - 500° С, в результате чего и выделяется вода. Если ее окажется недостаточно для снабжения турбины паром, то парогазогенератор автоматически переходит на второй режим работы - до 900-1000° С. Как мы уже отмечали, при этом к пару добавляются диоксид углерода и сернистые газы. Пройдя турбину, смесь сбрасывается в пройденный канал, поэтому для силовой установки не нужен специальный холодильник.
Важный вопрос: как поддерживать связь с комплексом и управлять им? Уже давно в подводном флоте используются сверхдлинные радиоволны, хотя морская вода поглощает их намного сильнее, чем обычные грунты (так называемая связь на чрезвычайно низких частотах или ЧНЧ). Эти же системы можно применить и для связи с "ядерным кротом". Чтобы принимать радиокоманды, он должен периодически оставлять за собой в канале антенну - изолированный провод длиной до 0,5 - 1 км. По окончании сеанса он, естественно, обрезается.
А чтобы аппарат не сбивался с маршрута, проложенного на основе детальных геологических карт, на его борту предусмотрена навигационная система. Она поможет обогнуть твердые породы, встретившиеся на пути.
Не засечет ли противник собственные акустические шумы "крота"? Да, они прослушиваются геофонами и сейсмодатчиками, но только если более-менее известно место прохождения трассы. А при глубине около 300 м его вообще вряд ли возможно "прослушать".
После доставки заряда к цели "крот" направится домой: либо по ранее проложенному каналу, либо по новому маршруту. Конечно, ядерный блок должен иметь автономные источники питания, устройства блокировки, средства связи и т.д.

Напоследок, видимо, не обойтись без прояснения нашей позиции. Мы прекрасно понимаем, что прокладка подземного канала для доставки ядерного оружия на территорию другого государства - акт агрессии. Что не исключена авария реактора, и даже большая глубина его залегания не гарантирует от серьезных экологических неприятностей, в частности, из-за попадания радионуклидов в подземные воды. Но ведь надо же учитывать реалии жизни: известно, что в истории происходили, происходят и, скорее всего, будут происходить события, несовместимые с международным правом. Надо же просчитывать разнообразные варианты возможных последствий этого. И если, к примеру, научно-технический прогноз показывает, что ядерная подземно-минная война в принципе осуществима, военным, что бы ни говорили политики-миротворцы о всеобщем доверии и разоружении, необходимо делать соответствующие выводы.
А первыми признаками, что где-то уже приступили к созданию подобного "крота", могут быть такие: повышение спроса на специалистов, разрабатывающих ядерные силовые установки мощностью до 5 МВт;
особый интерес к детальным геологическим картам и гидрогеологическим условиям на глубинах до одного километра на территории других стран; интенсификация исследований в области акустики горных пород и распространения в них сверхдлинных радиоволн; модернизация существующих антенных полей или постройка новых для радиосвязи на сверхдлинных волнах.

Т-М 12-1997

ОТ РЕДАКЦИИ. Каких только не напридумывали способов нанесения ядерного удара: с воздуха и из космоса, с воды и из-под воды, с земли, а теперь уже и из-под земли.
Невольно вспоминается случай, происшедший в 1962 г. с одним нашим коллегой. После военно-инженерной академии его распределили в ракетную часть на далеком Севере. И вскоре служба настолько ему надоела, что он начал подавать рапорт за рапортом об увольнении. Ничего не помогало, пока его не осенила "блестящая" мысль - направить в Министерство обороны наукообразно обоснованный проект постройки спецтуннелей через Берингов пролив, дабы скрытно подвести ядерные заряды под военные базы "потенциального противника".
И что же вы думаете? На сей раз - сработало, молодого офицера немедленно отправили к психиатрам и комиссовали. Именно тогда, между прочим, он окончательно убедился, что его призвание - сочинительство, и поступил в литературный институт. С тех пор у него вышло множество фантастических произведений.
Авторы же статьи - отнюдь не фантасты, они на полном серьезе ведут разговор о подземной доставке адских боеприпасов. Чем они руководствуются, из какой логики исходят? Пока, кажется, только из такой: чем трудней реализация, тем увлекательнее, тем больше захватывает дух предстоящая задача.
Что ж, творческую, ищущую натуру еще можно понять, ну а как быть все-таки с нравственным аспектом, которого они столь тщательно избегали? Тут, пожалуй, не обойтись без другой поучительной истории, далеко не шутливой и происшедшей не с молодым "прожектером", а с крупнейшим ученым. В № 9 за 1996 г. мы писали, как в свое время академик А.Д.Сахаров предложил разработать специальные торпеды с 100-мегатонным зарядом, которые, скрытно пройдя сотни километров, могли бы внезапно уничтожить порты противника. В "Воспоминаниях" он признался, что потом устыдился этих людоедских идей и больше подобными изысканиями не занимался.
Как говорится, комментарии излишни, мораль сей истории ясна... Но, может, наши читатели придерживаются насчет всего этого несколько иного мнения? Было бы любопытно узнать. Ждем писем.