От Claus Ответить на сообщение
К VVS
Дата 16.04.2021 19:42:31 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Ну давайте еще раз про факторы ограничивавшие деятельность авиации

>>1) На использование орд "кроватно-деревянных" у СССР не было бензина. И постройка самолетов из фекалий и веток, была банальным выкидыванием ресурсов в помойку. Единственным выхлопом от нее было снижение ЛТХ советских самолетов, без увеличения их числа в воздухе. Ну и как следствие отвратительная подготовка советских пилотов.
>Как я понимаю - пока вопрос обсуждабельный и есть данные и "за" и "против". С интересом ожидаю окончания этого исследования. Моё мнение - сомнительно.

Не очень понимаю, что здесь можно обсуждать?
Число боевых вылетов советской авиации известно. Если не считать последнего года войны, когда массово попер ленд-лиз, оно практически не менялось, несмотря на рост численности авиации в разы.
В год, совершенно независимо от численности, советская авиация делала порядка 850-900тыс. вылетов.
Причем сейчас посмотрел, картина получается даже еще более удручающая, чем я думал раньше. Потому что за исключением 1941го, из этих 850-900 тыс. вылетов, порядка 200 тысяч делалось ночью, в основном силами гиперактивных По-2.
Еще 40-75тыс. вылетов приходилось на АДД, тоже в основном ночью.
Еще 30-106тыс. вылетов делали ПВО, тоже частично по ночам.

Т.е. днем советская авиация делала 600-650 тыс. вылетов в год. Причем, повторюсь еще раз, число этих вылетов от численности самолетов в строю не зависело ВООБЩЕ.

Плюс известны данные по производству и поставкам авиабензина и его расходу - СССР тратил примерно столько же, сколько и производил + получал по ленд-лизу.

Производство авиабензина в СССР (высокооктанового из этого числа не более половины) + поставки по ленд-лизу (завоз), тыс.т.:
1941 - 1269 + 98.3 (завоз бензина) + 6.9 (завоз легких фракций) = 1374,2
1942 - 912 + 43,6 + 28 = 983,6
1943 - 1007 + 141,6 + 176.2 = 1324,8
1944 - 1334 + 478,5 + 321.5 = 2134

Расход бензинов был: 90-120 тыс.т. в месяц, т.е. в районе 1.3 млн. в год.

Здесь все очевидно, тратили примерно столько сколько бензина имелось. И никаких возможностей для роста числа вылетов в разы у советской авиации явно не было.

С учетом того, что ранее говорил ув. gull (а понимание термина "дефицит бензина", как выяснилось, у всех разное), я уточню - то что в таких условиях СССР мог некоторое количество бензина накапливать в виде запасов, об избытке бензина совсем не говорит.
Копить, по чуть чуть, можно и в условиях дефицита.
Главное, что возможностей сколь нибудь значительно нарастить число вылетов, у авиации СССР явно не было.

Что здесь может быть спорного, мне не понятно.

Но если Вы сумеете предположить, почему рост численности авиации в 5-7 раз, относительно ее минимальной численности в 1941м, не дал никакого выхлопа в виде увеличения числа боевых вылетов, я с интересом послушаю.

Ну и главное:
Немцы, исходя из известных данных по их вылетам в 1944м (в котором с осени они остались без топлива) и данным по расходу немцами авиабензина, в 1943м на восточном фронте должны были делать порядка 440тыс. вылетов. "Кукурузники" они применяли в намного меньших объемах, так что скорее всего порядка 400тыс. вылетов они делали днем.
И в итоге численное преимущество "кроватно-деревянных" советских самолетов получалось весьма небольшим, при серьезной разнице в качестве самолетов и просто зверообразной в качестве подготовки пилотов.

А не будь союзников, на которых по опыту 1944го пришлась треть немецких боевых вылетов, наши "кроватно-деревянные" и этого мизерного преимущества в численности в воздухе не имели бы.

>Просто потому, что я не встречал в мемуарах жалоб на нехватку топлива как фактор, препятствующий полётам.

С точки зрения обычного летчика, нехватка топлива будет выражаться в том, что он длительное время сидит на неактивном участке фронта и соответственно мало летает. или на переформирование уходит на полгода, зачастую еще несколько раз за войну.
Или что его полк в резерве находится некоторое время при проведении крупной операции.
Естественно с точки зрения обычного летчика, это выглядит абсолютно нормальным и недостойным упоминания.
Собственно я приводил график активности Покрышкина. У него 2/3 войны фактически мизерная активность была. Но никакого удивления у него эта ситуация не вызвала.

Но говорить не о летчиках, то Крассовский в своей статье прямо говорил, что во время Львовско-Сандомирской авиация встала из-за того, что кончились выделенные лимиты бензина. Т.е. не из-за того, что топливо не успели подвести, а потому что кончилось все что выделили.
"В конце июля, когда наши войска начали форсировать Вислу, стал ощущаться недостаток горючего. Выделенный Ставкой на операцию лимит авиационного бензина был израсходован. Чтобы обеспечить прикрытие переправ, пришлось идти на крайние меры. Военный совет 1-го Украинского фронта принял чрезвычайное в условиях боевой обстановки решение: частично слить горючее из баков бомбардировщиков и штурмовиков, передав его истребителям. Благодаря этому удалось несколько повысить напряжение истребительных соединений и достичь надежного прикрытия переправ в районе Баранува."

В статье Мирослава Морозова "Топи их всех" про Крымскую операцию нехватка топлива и крайне малое число вылетов советской авиации упоминается многкратно.


>>2) Советская авиация была разгромлена и немцы господствовали в воздухе до тех пор, пока союзники не стали оттягивать на себя значительную часть их истребителей. А это более чем характеризует "эффективность" советского подхода.
>
>У нас так не считали.
В смысле? Вы на послном серьезе утверждаете, что в 1941 советская авиация не была разгромлена? Или что в 1942, немцы не имели явного господства в воздухе?
Или что в 1943 у них значительную часть времени не было явного превосходства, несмотря на то, что в тот момент основная масса их авиации уже была на западе?

>Во всяком случае, экстренных истребительных программ по типу немецких\японских конца войны, когда свёртываются бомбардировщики в пользу истребителей - у нас не было. Наоборот - Илы вместо МиГов.
При чем здесь экстренные истребительные программы? СССР, что требовалось отражать массированные налеты стратегических бомберов?