От B~M Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.10.2020 19:16:31 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Армия; ВВС; Версия для печати

Немного топлива для бензиносрача

Выложили в сеть сборник «Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Седьмой Международной научно-практической конференции ч.1 (2016)», а там статья
Ботев Ю.Л. - Обеспечение действующей армии горючим в третьем периоде Великой Отечественной войны
с кое-какими интересными цифрами. Общие цифры производства я перепечатывать не буду – вряд ли они сильно отличаются от уже неоднократно приводившихся, а вот кое-какие особенности потребления и, главное, оценок воздействия наличия горючего на ведение БД показались интересными. Итак:

Комиссия Генерального штаба РККА, Штаба тыла Красной армии и Главного автотранспортного управления, работавшая в конце 1944 г. по проверке правильности использования автотранспорта на фронтах, в своем докладе отмечала: «1-му Белорусскому фронту дальнейшее увеличение автотранспорта без увеличения отпуска горючего нецелесообразно». Подобный же вывод был сделан по 1-му Украинскому фронту.
На 1-м Белорусском фронте, в связи с недостатком горючего, среднесуточный пробег автомашин равнялся в июле – 51 км, августе – 40 км, октябре – 23 км, ноябре – 22 км, вместо возможных 100 км. Слабое использование автотранспорта фронта имело место даже в условиях стремительного летнего наступления войск, когда отрыв от армейских и фронтовых баз достигал 400-500 км и вся тяжесть подвоза ложилась на армейский и фронтовой автотранспорт.

(со ссылкой на ЦАМО, Ф. 67. Оп. 32174. Д. 260)

Исходными данными для подобного планирования являлись заявка фронтов, вес их заправки, предполагаемая продолжительность и глубина проводимой операции. Управлению снабжения горючим Красной армии необходимо было учитывать и факторы, которые непосредственно влияли на обеспечение действующей армии:
1. Удаленность фронтов от пунктов налива горючего и условия его транспортировки (пропускная возможность железных дорог, водного транспорта и др.).
2. Удаленность войск от разгрузочных станций, состояние и пропускная способность автогужевых дорог.
3. Сезонность завоза, если она имела место по данному фронту.
4. Возможность размещения необходимых запасов горючесмазочных материалов на участке фронта.
Заявки на горючее фронты подавали исходя из поставленных перед ними задач. Однако тут были свои особенности, в частности, в том, что касалось высокооктанового авиационного бензина. В табл. 2 приведены данные, которые показывают необоснованное завышение требований на ресурс военными советами фронтов. При этом к фронтам никаких ответных предложений по экономному и рациональному расходованию горючего не выдвигалось. Лимитирование горючего должно было послужить для устранения такого несоответствия. … Установленный комиссией показатель являлся основой определения обеспеченности горючим всех фронтов и уточнялся в Генеральном штабе, в зависимости от обстановки, один-два раза в месяц.

Табл.2, расход высокооктанового бензина за 1944 и 1945 (Там же. Оп. 26721. Д. 14)
Заявки фронтов — 680,6 — 338,3
Утверждённые лимиты — 562,3 — 289,0
Израсходовано — 577,4 — 287,4

В 1942 г. директивой начальника тыла – заместителя наркома обороны СССР А.В. Хрулева № 38 от 17 марта было введено понятие «условная заправка» – количество горючего, обеспечивающее пробег автомобиля на расстояние 200 км.

Так для боевой авиации требовались высокооктановые авиационные бензины Б-78 и Б-74 (применение авиационных бензинов Б-70 и АРБ-70 было запрещено, так как приводило к ограничению работы двигателя по наддуву). Для транспортной авиации – авиационные бензины Б-70 и АРБ-70. Для средних и тяжелых танков – дизельное топливо. Для легких танков поставляли авиационный бензин Б-70.
Для автомобильной техники с 1944 г. по решению ГКО для действующей армии вместо утяжеленного бензина стали вырабатывать стандартный автомобильный бензин с концом кипения 225 градусов. Для тракторных тягачей – лигроин, тракторный керосин, и дизельное топливо.


Основными поставщиками для Красной армии являлись Краснодарский, Бакинский, Грозненский, Сызранский, Куйбышевский, Уфимский и Ярославский нефтеперерабатывающие заводы. Со второй половины 1944 г. часть поставок горючего для 1-го и 3-го Украинских фронтов осуществлялась с нефтеперерабатывающего завода в Дрогобыче. … С сентября 1944 г. по май 1945 г. Красной армией было получено из Румынии, Польши, Чехословакии и Венгрии 816,5 тыс. т горючего, в том числе 82,8 тыс. т авиационного бензина, 615 тыс. т автомобильного бензина и 98,3 тыс. т дизельного топлива.

Запасы на фронтах к началу и концу операции создавались в соответствии с установленными нормами, за исключением автомобильного бензина, так как его расход при подготовке к операции составлял до 3–4 заправок, а завозить железнодорожным транспортом такое количество не успевали. … Для восполнения расхода автобензина в ходе операции, ГКО было принято решение об увеличении его отправки фронтам – до 74 % от общего расхода нефтепродуктов8. Налив автомобильного бензина на заводах в железнодорожные цистерны производился в первую очередь. В результате принятых мер автомобильные части и подразделения выполнили поставленные задачи. Но к концу кампании [зимы 1943-44] обеспеченность автомобильным бензином снизилась до 0,5 заправки. Это была самая низкая обеспеченность за всю войну.

В апреле 1944 г. … начальник тыла Красной армии генерал армии А.В. Хрулев … просил созвать совещание с заинтересованными наркоматами по вопросам обеспечения армии автобензином – обеспеченность им действующей армии составляла 1,4 заправки.
В этот же период на фронтах снизилась обеспеченность высокооктановыми авиационными бензинами. Это было связано со штатным увеличением самолетов в воздушных армиях и дальней авиации. Если уровень высокооктановых бензинов в декабре 1943 г. составлял 6-7 заправок, то к весне 1944 г. снизился до 3-4 заправок. Обеспеченность дизельным топливом в танковых войсках находилась на уровне 3-4 заправок. Уровень низкооктановых бензинов находился на прежнем уровне – 5,3-5,7 заправок.
В период подготовки к летне-осенней кампании 1944 г. Штаб тыла Красной армии в мае представил в Генеральный штаб расчеты по созданию запасов горючего на 1-м Прибалтийском, 1, 2, 3-м Белорусских, 1, 2, 3-м Украинских фронтах в размере 20 заправок авиабензинов, 15 заправок танкового горючего и 10 заправок автобензина. ГКО утвердил эти расчеты и постановил завезти 1-му Прибалтийскому, трем Белорусским и 1-му Украинскому фронтам до 28 мая авиабензинов – 71,6 тыс. т, автобензина – 60,3 тыс. т, дизельного топлива – 28,9 тыс. т, 2-му и 3-му Украинским фронтам к 1 июля – общей массой 80 тыс. т.
Для выполнения поставленной задачи ГКО разрешил разбронировать из мобрезерва НКО 48,1 тыс. т авиабензина, 4,5 тыс. т автобензина, 18,4 тыс. т дизельного топлива. Кроме того, ГКО обязал разбронировать из Госрезерва и безвозвратно передать НКО 19,5 тыс. т автобензина; сократить фонды народного хозяйства на май в размере 11,5 тыс. т, увеличив за счет этого поставки для НКО; сократить на 3,3 тыс. т лимиты расхода автобензина для 1, 2 и 3-го Прибалтийских фронтов.

Обеспеченность на 1 мая 1944 г. и на 1 июня 1944 г. по всем фронтам (в заправках)
Высокооктановые авиабензины — 3,4 — 8,3
Высокооктановые авиабензины — 5,3 — 9,2
Автобензин — 1,4 — 2,9
Дизтопливо — 6 — 8,1

Требовалось изыскание дополнительных источников снабжения горючим, и эти источники были найдены.
Первый – увеличение производства отечественной нефтяной промышленности.
Второй – использование нефтяных ресурсов Румынии.
Третий – прирост поступлений ГСМ по импорту из Англии.
Проводимые мероприятия позволили к началу зимнего наступления 1945 г. обеспечить фронты горючим по установленным нормам:
- 6,3 заправки по высокооктановому бензину;
- 7 заправок по низкооктановому бензину;
- 3,5 заправки по автобензину.
Также были созданы запасы по дизельному топливу – 4,7 заправки. Но практика показывала, что создание 10–15 заправок по дизельному топливу, особенно при быстром продвижении войск вперед, стало большой обузой и обернулось большими потерями в горючем во фронтовом тылу, поэтому УСГ КА и военные советы фронтов считали, что 4–5 заправок вполне достаточно для ведения наступательных операций.
В марте – апреле 1945 г. положение с обеспечением фронтов горючим улучшилось, в связи с увеличением объема нефтепродуктов, произведенных в освобожденных странах, и сокращением полосы наступления действующей армии.