|
От
|
Инженер-109
|
|
К
|
SSC
|
|
Дата
|
22.09.2020 18:49:38
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Hispano-Suiza 12X была плохим двигателем для всех
>Технически, Hispano-Suiza была двигателем очень хорошим (для своего времени).
Если брать ТТХ, то по удельным параметрам возможно и неплохим, но... Ремонтопригодность всех М-100/103/105 была "плохой" - вынесенный редуктор легко отрывался при вынужденных, замена гильз - "цирк с конями" из-за резиновых уплотнителей,6 карбюраторов тоже не добавляли техникам "удовольствия"
>"Хороший" на языке инженеров - значит "предельный". Это вообще была фишка французов - они умели делать предельные конструкции двигателей, лёгкие по сравнению с другими.
Вроде все так, но опять не совсем - все же 103 и 105 очень схожи,а разница в мощности в 1.4 раза - ничего себе "предельность"
>Хорошая предельная конструкция - очень хороша для пользователя, но очень плоха для производителя в условиях, когда эту конструкцию надо непрерывно форсировать. Чуть тронешь один компонент - всё летит к чертям. А если нет информации о методах подбора/расчёта текущей конструкции, как было с М-100 в СССР - форсировка превращается в метод творческого тыка соответствующей производительности.
Всегда меня занимал вопрос почему не сделали "впрыск" по типу 601/605 или подобных конструкций, хотя бы как на М-82ФН. Теоретически "во впрыске" скрывался большой запас для модернизации
>На даже сами французы 12Y особо форсировать не смогли - дотянули с трудом до 1000 л.с., и сделали новую - 12Z, у которой общего с 12Y только размерность.
Капиталисты, новый мотор - новые деньги
>С Испаной (ещё 12X, тоже другой двигатель по факту, ранний) пробовали силы японы и американы - но быстро бросили связываться с французами - бесперспективно. И только в СССР, с советской гигантоманией, оперативно забабахали для 12Y грандиозный завод - после чего "кололись, плакали, но продолжали есть кактус".
У японцев была куча моторов на базе французов - но звезд.
>Климов с огромным трудом смог форсировать М-100 в М-103. Понял, что это капец, надо делать другую конструкцию - но как, если нет вообще опыта создания предыдущей? Как-то попытались, с помощью англичан - получился М-105 и далее, который с М-100/103 имеет очень мало общего.
Англичане из Рикардо спроектировали для М-105 новые поршни, шатуны, усилили колено, усовершенствовали карбы и т.д. и т.п. Но сходство 103 и 105 все же очень велико. Вот М-100 - да, был попроще
>Однако одно негативное наследство от французов всё же осталось - ставка на малый вес. 35л М-105 620кг, одноклассники же по литражу (Гриффон, ДБ-605, Юмо-213) весили 750-900 кг. Даже 27/28л Мерлин и Алиссон вылезли на 750 кг.
И все без "выносных" редукторов кстати, в отличие от М-100/М-103/М-105 - ИМХО выносной редуктор "обжатый" по габаритам и давал эту экономию веса
>С Гном-Роном (ака М-85...88), кстати, история весьма похожая. Но там у СССР хотя бы был опыт М-22 той же размерности.
"Звезды" вообще лучше и проще "модернизируются" - заменяешь карб на компрессор помощнее и впрыск, да и сам впрыск попроще чем у V-12 и т.п.