От HorNet Ответить на сообщение
К All
Дата 20.07.2018 12:34:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Байки; Искусство и творчество; Версия для печати

К забавному юбилею, пятничное

Товарищи,

24 июля уже не будет пятницей, поэтому давайте выпьем сегодня;-)
В смысле - 24 июля 1998, без четырех дней 20 лет назад, вышел на экраны фильм "Спасти рядового Райана"
Я вот что заметил, на фоне литературных изысканий - это кино может быть стало настолько популярным, что в военный контекст были вставлены все три вечных сюжета Борхеса, являющихся главными с античности:
1. Путешествие героя;
2. Оборона крепости;
3. Самоубийство бога.
В этом смысле главный герой кина - капитан Миллер - прошел все три сюжетных линии и полностью их реализовал:
1. Осуществил хождение за три моря;
2. Оборонял городок;
3. Расстреливая из пистолета танк, погиб, фактически самоубился именно с христологическими аллюзиями - ему самому это всё было нахер не нужно, всё за кого-то другого, и гибель эта тоже, получается, за кого-то другого.
Как утверждает тот же Быков, если удается совместить в художественном произведении все три этих сюжетных линии - оно обречено на успех и бабло. Спилбергу точно удалось, и именно такая пафосная концовка, сильно пованивающая с точки зрения эстетики фильма, нужна как раз для завершения третьей сюжетной линии: бог не может умереть полностью, должен остаться намёк на воскресение, и тут этот намёк - визит на могилу, мол, помню (не безличное помним и скорбим во множественном числе, а глубоко личное - это история Райана, в которой сам Райан так, фигня, просто повод рассказать три куда более важные истории).
Да, и немаловажная деталь: Миллер по истории кина - школьный учитель. Это тоже важно - это очень узкая область значений архетипов - гуру, проводник, трикстер и в конце концов Бог.

Понимая, что написано про это кино за 20 лет колоссальное количество всего, я лично не встретил подобного взгляда, просто и доступно объясняющего такую кассу, кроме "пипл хавает" и "что ж вы хотите - кино для тупых пиндосов".
Если смотреть это кино в такой парадигме, совершенно неважны технические и исторические нестыковки - пройдет время и они перестанут интересовать даже специалистов (ну мало кому из историков античности сейчас придёт в голову подробно спорить с пеной у рта о конструкции "Арго" или азохэн вэй Ноева ковчега), а сюжетные линии останутся и будут восприниматься всё так же.

И в связи с этим вопрос: как можно себе представить - и можно ли вообще - современную русскоязычную историю, вписанную в любой военный контекст, переплетающую эти три извечных сюжета с такой же эффективностью, как и это творение Спилберга? Неважно - кино или книга, после "Доктора Живаго" (ИМХО, художественно изделие более высокого уровня, конечно же, но уже старое) ничего похожего, на мой взгляд, не было - а пора бы.

В чисто идеологических целях.

P.S. Ну и бабла срубить за сценарий;-)