От А.Никольский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.07.2018 17:10:24 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Версия для печати

Как хорошо написать про Берию во времена среднего Брежнева

в мемуарах генерал-полковника железнодорожных войск Павла Алексеевича Кабанова (речь о восстановлении железных дорог зимой 43 года в полосе Юго-западного фронта), Берия назван без упоминания имени "членом ГКО и наркомом угольной промышленности (им он не был, но курировал наркомат)"
http://nozdr.ru/militera/memo/russian/kabanov_pa/06.html

Вошел я в салон вагона запыхавшийся, в валенках и ватных шароварах — в своей рабочей одежде. С неприязнью осмотрев меня с ног до головы, нарком сказал:
— Ждать себя заставляете!
Я начал оправдываться, ссылаясь на снежные заносы, перегрузку линии, но он перебил меня:
— Качество работ у вас низкое. Водосточные трубы засыпали. Скоро весна, половодье. Куда вода пойдет? Мост через Черную Калитву качается под поездами.
Я согласился с ним:
— Да, мост еле держится!
Он удивленно спросил:
— Вы даете себе отчет о сказанном?
Волнуясь, я объяснил:
— По моему приказу этот мост восстанавливала двенадцатая бригада. Командует бригадой подполковник Бочарников. Человек опытный, знающий дело. Мост восстанавливался краткосрочно. Для устойчивого движения поездов необходимо построить временный мост. Сделать его обязаны войска Юго-Западного фронта. Это их участок.
По всему чувствовалось, что нарком был удивлен. Мне стало ясно, что его дезинформировал Ткаченко и он попал в неловкое положение. Я рассказал ему, какими методами и в каких случаях строятся краткосрочные мосты. Рассказал, что технические требования к ним предъявляются самые облегченные. В январе мы не могли быстро поставить временный мост. Обстановка не позволяла подвезти необходимые материалы. Чернокалитвинский мост готовили одновременно с лискинским. Иначе нельзя было открыть движение поездов на рокаде.
— Я считаю, что Бочарняков успешно справился со своей задачей и осуждать его не за что.
Затем я объяснил, что не обоснованны обвинения и в засыпке водосточных труб. Трубы взорвали отступающие фашисты одновременно с мостами. Сейчас наши солдаты разрабатывают отверстия и делают деревянные трубы. Работы идут по графику. К весеннему паводку они будут закончены. [176]
Во время нашего разговора в салон вошел начальник УВВР-5 Юго-Западного фронта генерал-майор технических войск Н. В. Зверев. Как я уже рассказывал, участок дороги Лиски — Лихая, который мы восстановили, находился в полосе наступления Юго-Западного фронта. УВВР-5 и надлежало строить временный мост через реку Черная Калитва. Но Зверев начал жаловаться на недостаток сил и механизмов. Нарком о чем-то подумал и предложил:
— Прошу вас, товарищ Кабанов, восстановить этот мост. Помогите Юго-Западному фронту.
Я ответил, что поставлю на мост часть 15-го мостового полка. Но очевидно, нарком угольной промышленности заметил, что я удивлен его вмешательством в железнодорожные дела. Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги. А многие участки оставались еще не восстановленными. Не хватало сил. Нарком спросил у меня:
— Как решается вопрос с восстановлением линии Валуйки — Касторная?
— Для Воронежского фронта эта линия особого интереса не представляет, второстепенная. Сейчас все свои силы мы сосредоточили на участке Валуйки — Купянск — Белгород и Купянск — Харьков. По мере освобождения сил с этих участков будем приводить в порядок участок Валуйки — Касторная, сейчас на этом участке работает только один седьмой горем.
— Эта линия нужна для страны, как выход донецкого угля. Прошу вас сегодня же разработать проект плана ее восстановления и завтра утром представить мне его на утверждение!
Протяженность участка от Валуек до Касторной 220 километров. Немцы разрушили на нем все искусственные сооружения, станции, пункты водоснабжения и деповские устройства. Основательному разрушению подвергся и главный путь.
Всю ночь я вместе с начальником планово-технического отдела нашего управления С. М. Ленго. С. В. Брыкиным и инженерами штаба управления разрабатывал [177] проект плана. Утром нарком рассмотрел его и сократил срок готовности на двое суток. Вместо 23 марта он поставил 21 и подписал план.
Согласно утвержденному плану линию в 71 километр со стороны Касторной должен восстанавливать 77-й путевой батальон 5-й железнодорожной бригады. Командовал батальоном майор П. И. Коршунов. Навстречу ему со стороны Валуек должен идти горем № 7, начальником которого был И. В. Тимофеев, главным инженером В. И. Огарков. Я тут же из вагона наркома позвонил в штаб управления С. В. Брыкину, сообщил ему об утверждении плана и приказал привести его в действие. Такая оперативность понравилась наркому. Он одобрительно посмотрел на меня и предложил поехать с ним на чернокалитвинский мост.
Наркома сопровождала прибывшая с ним из Москвы группа инженеров. После осмотра места будущего строительства нарком собрал совещание специалистов и поставил перед нами вопрос: по какому варианту выгоднее строить временный мост? Присутствовавший на совещании командир 15-го мостового полка полковник Шаповалов, назначенный начальником строительства, предложил строить новый мост по старой оси, для чего поднять обрушенное пролетное строение. Сопровождавшие наркома инженеры настаивали на установке сборно-разборного пролетного строения БРМ-30. Начали спорить. Мы с Шаповаловым доказывали, что эти пролетные строения тяжелые, громоздкие, длиной 88 метров. Находятся они на мостовой базе НКПС в Ярославле, и на доставку потребуется много времени. Бывшее пролетное строение разорвано на три части. Нам легче и быстрее поднять их и поставить на промежуточные опоры. Это намного сократит срок восстановления. Заводские же пролетные строения мы сохраним для другого моста.
Специалисты встретили с недоверием наш вариант. Но нарком предпочел его утвердить. Он сказал:
— Им виднее, как строить. Быть по сему!