От А.Никольский
К All
Дата 15.07.2018 17:10:24
Рубрики WWII; Спецслужбы;

Как хорошо написать про Берию во времена среднего Брежнева

в мемуарах генерал-полковника железнодорожных войск Павла Алексеевича Кабанова (речь о восстановлении железных дорог зимой 43 года в полосе Юго-западного фронта), Берия назван без упоминания имени "членом ГКО и наркомом угольной промышленности (им он не был, но курировал наркомат)"
http://nozdr.ru/militera/memo/russian/kabanov_pa/06.html

Вошел я в салон вагона запыхавшийся, в валенках и ватных шароварах — в своей рабочей одежде. С неприязнью осмотрев меня с ног до головы, нарком сказал:
— Ждать себя заставляете!
Я начал оправдываться, ссылаясь на снежные заносы, перегрузку линии, но он перебил меня:
— Качество работ у вас низкое. Водосточные трубы засыпали. Скоро весна, половодье. Куда вода пойдет? Мост через Черную Калитву качается под поездами.
Я согласился с ним:
— Да, мост еле держится!
Он удивленно спросил:
— Вы даете себе отчет о сказанном?
Волнуясь, я объяснил:
— По моему приказу этот мост восстанавливала двенадцатая бригада. Командует бригадой подполковник Бочарников. Человек опытный, знающий дело. Мост восстанавливался краткосрочно. Для устойчивого движения поездов необходимо построить временный мост. Сделать его обязаны войска Юго-Западного фронта. Это их участок.
По всему чувствовалось, что нарком был удивлен. Мне стало ясно, что его дезинформировал Ткаченко и он попал в неловкое положение. Я рассказал ему, какими методами и в каких случаях строятся краткосрочные мосты. Рассказал, что технические требования к ним предъявляются самые облегченные. В январе мы не могли быстро поставить временный мост. Обстановка не позволяла подвезти необходимые материалы. Чернокалитвинский мост готовили одновременно с лискинским. Иначе нельзя было открыть движение поездов на рокаде.
— Я считаю, что Бочарняков успешно справился со своей задачей и осуждать его не за что.
Затем я объяснил, что не обоснованны обвинения и в засыпке водосточных труб. Трубы взорвали отступающие фашисты одновременно с мостами. Сейчас наши солдаты разрабатывают отверстия и делают деревянные трубы. Работы идут по графику. К весеннему паводку они будут закончены. [176]
Во время нашего разговора в салон вошел начальник УВВР-5 Юго-Западного фронта генерал-майор технических войск Н. В. Зверев. Как я уже рассказывал, участок дороги Лиски — Лихая, который мы восстановили, находился в полосе наступления Юго-Западного фронта. УВВР-5 и надлежало строить временный мост через реку Черная Калитва. Но Зверев начал жаловаться на недостаток сил и механизмов. Нарком о чем-то подумал и предложил:
— Прошу вас, товарищ Кабанов, восстановить этот мост. Помогите Юго-Западному фронту.
Я ответил, что поставлю на мост часть 15-го мостового полка. Но очевидно, нарком угольной промышленности заметил, что я удивлен его вмешательством в железнодорожные дела. Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги. А многие участки оставались еще не восстановленными. Не хватало сил. Нарком спросил у меня:
— Как решается вопрос с восстановлением линии Валуйки — Касторная?
— Для Воронежского фронта эта линия особого интереса не представляет, второстепенная. Сейчас все свои силы мы сосредоточили на участке Валуйки — Купянск — Белгород и Купянск — Харьков. По мере освобождения сил с этих участков будем приводить в порядок участок Валуйки — Касторная, сейчас на этом участке работает только один седьмой горем.
— Эта линия нужна для страны, как выход донецкого угля. Прошу вас сегодня же разработать проект плана ее восстановления и завтра утром представить мне его на утверждение!
Протяженность участка от Валуек до Касторной 220 километров. Немцы разрушили на нем все искусственные сооружения, станции, пункты водоснабжения и деповские устройства. Основательному разрушению подвергся и главный путь.
Всю ночь я вместе с начальником планово-технического отдела нашего управления С. М. Ленго. С. В. Брыкиным и инженерами штаба управления разрабатывал [177] проект плана. Утром нарком рассмотрел его и сократил срок готовности на двое суток. Вместо 23 марта он поставил 21 и подписал план.
Согласно утвержденному плану линию в 71 километр со стороны Касторной должен восстанавливать 77-й путевой батальон 5-й железнодорожной бригады. Командовал батальоном майор П. И. Коршунов. Навстречу ему со стороны Валуек должен идти горем № 7, начальником которого был И. В. Тимофеев, главным инженером В. И. Огарков. Я тут же из вагона наркома позвонил в штаб управления С. В. Брыкину, сообщил ему об утверждении плана и приказал привести его в действие. Такая оперативность понравилась наркому. Он одобрительно посмотрел на меня и предложил поехать с ним на чернокалитвинский мост.
Наркома сопровождала прибывшая с ним из Москвы группа инженеров. После осмотра места будущего строительства нарком собрал совещание специалистов и поставил перед нами вопрос: по какому варианту выгоднее строить временный мост? Присутствовавший на совещании командир 15-го мостового полка полковник Шаповалов, назначенный начальником строительства, предложил строить новый мост по старой оси, для чего поднять обрушенное пролетное строение. Сопровождавшие наркома инженеры настаивали на установке сборно-разборного пролетного строения БРМ-30. Начали спорить. Мы с Шаповаловым доказывали, что эти пролетные строения тяжелые, громоздкие, длиной 88 метров. Находятся они на мостовой базе НКПС в Ярославле, и на доставку потребуется много времени. Бывшее пролетное строение разорвано на три части. Нам легче и быстрее поднять их и поставить на промежуточные опоры. Это намного сократит срок восстановления. Заводские же пролетные строения мы сохраним для другого моста.
Специалисты встретили с недоверием наш вариант. Но нарком предпочел его утвердить. Он сказал:
— Им виднее, как строить. Быть по сему!




От Максимов
К А.Никольский (15.07.2018 17:10:24)
Дата 16.07.2018 20:03:21

Нельзя ли внятно проартикулировать, почему Вы считаете, что здесь речь идет...

... о Берии, а не о Вахрушеве?

Спасибо.

От А.Никольский
К Максимов (16.07.2018 20:03:21)
Дата 16.07.2018 23:53:08

потому что нет фамилии и написано "Член ГКО, нарком"

а Вахрушев членом ГКО не был

От Максимов
К А.Никольский (16.07.2018 23:53:08)
Дата 17.07.2018 00:25:41

Там написано нарком угольной промышленности.

Почему из двух взаимно противоречивых должностей Вы выбрали именно ту, а не эту. Пусть так. Но почему именно Берия, а не Маленков или Каганович или Вознесенский? Что-то симптоматическое, право слово. А ведь ещё были заместители члена ГОКО (ага) и уполномоченные ГОКО.

Берия или пусть даже относительно травоядный Вознесенский, суетящийся показать какому-то полковнику мандат от Сталина? Серьёзно, что ли?

От ПН
К Максимов (17.07.2018 00:25:41)
Дата 17.07.2018 05:38:33

Re: Там написано...

> Но почему именно Берия, а не Маленков или Каганович или Вознесенский?

Похоже, именно Каганович:

"Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина."

Вот мандат. Правда, без подписи Сталина.

[О назначении Кагановича Л.М. уполномоченным Государственного комитета обороны по организации восстановления железных дорог между Москвой и Донбассом].
-
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=376354;tab=img

От А.Никольский
К ПН (17.07.2018 05:38:33)
Дата 17.07.2018 10:15:25

Да, видимо я ошибся и это Каганович, хоть он и не член ГКО (-)


От ПН
К А.Никольский (17.07.2018 10:15:25)
Дата 17.07.2018 13:32:59

Re: Да, видимо...

UPD.

Может быть, у Вас недоступен просмотр документов на sovdoc.rusarchives.ru?

Тогда:
https://ic.pics.livejournal.com/pn64/40256932/80204/80204_original.jpg



Кстати, можно весьма точно установить, когда происходил разговор.

Мандат выдан 16.02.1943.

Из мемуара:
"Но очевидно, нарком угольной промышленности заметил, что я удивлен его вмешательством в железнодорожные дела."
Каганович вновь назначен наркомом путей сообщения 26.02.1943.

То есть, с 16 по 26 февраля 1943 г.

От А.Никольский
К ПН (17.07.2018 13:32:59)
Дата 17.07.2018 15:46:49

спасибо, ошибся значит с его статусом (-)


От ПН
К А.Никольский (17.07.2018 10:15:25)
Дата 17.07.2018 12:56:11

Re: Да, видимо...

> Да, видимо я ошибся и это Каганович, хоть он и не член ГКО (-)

В смысле? Вы текст читали?

"Дан сей мандат члену ГОКО тов.Кагановичу Л.М. ..."

От Чайник
К А.Никольский (17.07.2018 10:15:25)
Дата 17.07.2018 12:20:57

Каганович "во времена среднего Брежнева" (+)

был, пожалуй, почти таким же неупоминаемым как и Л.П.

От Криптономикон
К А.Никольский (15.07.2018 17:10:24)
Дата 15.07.2018 20:29:23

Как плохо написать про Берию во времена среднего Брежнева

Типичное ведомственное перетягивание одеяла пользуясь безоговорочным административным ресурсом
>— Как решается вопрос с восстановлением линии Валуйки — Касторная?
>— Для Воронежского фронта эта линия особого интереса не представляет, второстепенная. Сейчас все свои силы мы сосредоточили на участке Валуйки — Купянск — Белгород и Купянск — Харьков. По мере освобождения сил с этих участков будем приводить в порядок участок Валуйки — Касторная, сейчас на этом участке работает только один седьмой горем.
>— Эта линия нужна для страны, как выход донецкого угля. Прошу вас сегодня же разработать проект плана ее восстановления и завтра утром представить мне его на утверждение!


От И.Пыхалов
К Криптономикон (15.07.2018 20:29:23)
Дата 15.07.2018 21:18:00

Что же тут плохого? Берия выполняет приказ Верховного главнокомандующего

> Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От Криптономикон
К И.Пыхалов (15.07.2018 21:18:00)
Дата 15.07.2018 21:21:30

А что в этом хорошего?

>> Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги.
>
>Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

Третий разгром под Харьковом и донбасский уголек только к концу года.

Неправильная расстановка приоритетов и ведомственная тащиловка сил с важнейших направлений



От B~M
К Криптономикон (15.07.2018 21:21:30)
Дата 16.07.2018 20:11:52

Re: А что...

>>> Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги.
>Третий разгром под Харьковом и донбасский уголек только к концу года.
>Неправильная расстановка приоритетов и ведомственная тащиловка сил с важнейших направлений

Осталось только показать, что именно было неправильного в такой расстановке приоритетов. Или у вас есть конкретные факты о том, как повлияло на поражение под Харьковом отвлечение сил УВВР Воронежского фронта на восстановление ж/д в полосе Юго-западного фронта (если я правильно понял контекст)? Что совершенно очевидно из контекста - это то, что сам Кабанов такое отвлечение считал вполне возможным: возражать при наличии аргументов он не боялся.

От Криптономикон
К B~M (16.07.2018 20:11:52)
Дата 17.07.2018 00:38:01

Re: А что...

>>>> Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги.
>>Третий разгром под Харьковом и донбасский уголек только к концу года.
>>Неправильная расстановка приоритетов и ведомственная тащиловка сил с важнейших направлений
>
>Осталось только показать, что именно было неправильного в такой расстановке приоритетов.
Господь с вами, сама жизнь показала что такая расстановка глубоко ошибочна, автор мемуаров в отличии от вас хорошо помнил что произошло после описываемых событий под Харьковом.

Или у вас есть конкретные факты о том, как повлияло на поражение под Харьковом отвлечение сил УВВР Воронежского фронта на восстановление ж/д в полосе Юго-западного фронта (если я правильно понял контекст)?
Вы что нибудь про планирование операций слышали?
на каких нитках снабжения висят армии и фронты?
В ГШ все распланировали и выделили сколько могли на конкретные объекты,
и вот приезжает московский "менеджер" и требует чтобы решалась его второстепенная задача,
всё планирование полетело... что и привело к известному результату.

даже непонятно как вам объяснить что такое
планирование передвижения и снабжения больших масс войск и какую цепную реакцию неразберихи вызывает малейший сбой.
А конкретные факты плохого снабжения и расточения дивизий ещё на марше к фронту там пруд пруди.

От B~M
К Криптономикон (17.07.2018 00:38:01)
Дата 17.07.2018 12:08:41

Re: А что...

>>>>> Он сходил в свое купе и показал мне мандат за подписью И. В. Сталина. Я пробежал глазами этот документ. В нем говорилось, что ему поручено организовать в Донбассе восстановление шахт и вывозку угля в центр страны. Но для решения этого вопроса необходимы железные дороги.
>>>Третий разгром под Харьковом и донбасский уголек только к концу года.
>>>Неправильная расстановка приоритетов и ведомственная тащиловка сил с важнейших направлений
>>Осталось только показать, что именно было неправильного в такой расстановке приоритетов.
>Господь с вами, сама жизнь показала что такая расстановка глубоко ошибочна, автор мемуаров в отличии от вас хорошо помнил что произошло после описываемых событий под Харьковом.

Типичная отсылка к глобальным обстоятельствам в ответ на конкретный косяк: "Почему в школу опоздал? - В мире тревожно, в Америке негров вешают!" Автор мемуаров где-то в этих же мемуарах связывает недостаточность сил и средств под его командованием с неудачей под Харьковом или это вы сами за него придумали?

>>Или у вас есть конкретные факты о том, как повлияло на поражение под Харьковом отвлечение сил УВВР Воронежского фронта на восстановление ж/д в полосе Юго-западного фронта (если я правильно понял контекст)?
>Вы что нибудь про планирование операций слышали?

Слышал.

>на каких нитках снабжения висят армии и фронты?

На самых разных, если уж вы прибегаете к метафоре "нитки".

>В ГШ все распланировали и выделили сколько могли на конкретные объекты,

Всё распланировать ГШ не может по определению, так как, даже не касаясь воздействия противника (в том числе в объёме разрушений на освобождаемой от него территории), ГШ не в курсе огромного числа обстоятельств на месте и планирует, исходя из неких усреднённых нормативов с внесением (при хорошем ГШ) посильных корректировок по "вновь открывшимся обстоятельствам". В любом случае "гладко было на бумаге" действует.

>и вот приезжает московский "менеджер"

Московского "менеджера" командирует Верховное командование (как следует из предъявленных им полномочий) именно для того, чтобы он на месте вносил корректировки в планы, составленные в Москве.

>и требует чтобы решалась его второстепенная задача,

Т.е. восстановление поставок угля с Донбасса - это второстепенная задача, противоречащая целям достижения победы, я правильно вас понял?

>всё планирование полетело... что и привело к известному результату.

Вы по-прежнему голословны, приписывая поражение под Харьковом отказу от выполнения некоего плана.

>даже непонятно как вам объяснить что такое
>планирование передвижения и снабжения больших масс войск и какую цепную реакцию неразберихи вызывает малейший сбой.
>А конкретные факты плохого снабжения и расточения дивизий ещё на марше к фронту там пруд пруди.

И эти факты, я так понимаю, были порождены именно отвлечением части средств УВВР Воронежского фронта на Юго-Западный? Вы можете это показать на примере хотя бы?

От И.Пыхалов
К Криптономикон (15.07.2018 21:21:30)
Дата 15.07.2018 22:13:25

Интересно, что мешает плохому танцору?

>Третий разгром под Харьковом и донбасский уголек только к концу года.

Остаётся самая малость: доказать причинно-следственную связь между поражением под Харьковом и имевшим место перед этим перебросом некоторой части инженерно-строительных сил Воронежского фронта на восстановление участка Валуйки — Касторная.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От Криптономикон
К И.Пыхалов (15.07.2018 22:13:25)
Дата 15.07.2018 22:31:13

Нет такой необходимости - ослабление главного направления налицо (-)