От Паршев Ответить на сообщение
К Александр Жмодиков Ответить по почте
Дата 20.03.2018 00:45:55 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Версия для печати

Ну позы-то не надо путать


>Диодор:
>>фиванцы, спасенные стратагемой Хабрия, хотя он свершил множество блестящих военных подвигов, были особенно впечатлены этим эпизодом стратегии и удостоили его статуи, которая была дарована народом и изображала его в этой позе.

ПОза-то была такой (по Диодору):
"Однако, Хабрий Афинянин, возглавлявший наемные отряды, приказал своим людям встретить врага с показным презрением, сохраняя в тоже время боевую линию, и, прислонив щиты к коленям, ждать с поднятыми копьями".

Поза на колене вряд ли может называться "с показным презрением". Опять же "поднятое копье".
>
>Непот:
>>Это событие, разнесенное молвой, так прославилось по всей Греции, что Хабрий заказал свое изображение в той самой позе воина-фалангита, и афиняне от лица государства поставили ему эту статую на площади.

Это переписано из Диодора. И ясности в позе этого фалангита нет. Например, предполагается, что речь вот об этой статуе:
https://studfiles.net/preview/4514585/page:10/
(руки с щитом и оружием приделаны уже позднее, после обнаружения статуи).


>
>Нетрудно заметить сходство этих рассказов с рассказом Макиавелли про Александра.

Ну, скажем так, у Макиавелли о позе сказано более определенно, если это тот же эпизод. Но может быть и другой, я же цитировал выше похожую историю про парфян и римлян.

> В сохранившихся работах других античных авторов, которые рассказывали про Александра, тоже нет того, что рассказывает Макиавелли.

Да. Может быть, ясность появится, если найти описание второго эпизода с Александром, о котором писал Макиавелли. Если аналог есть про Хабрия или еще кого - будет понятнее.


>Ну вот, видите, значит, нет ничего страшного в том, чтобы сказать, что Сократ чего-то не понимал, а Аристотель был в чем-то неправ. Тем более нет ничего страшного в том, чтобы сказать, что Макиавелли что-то путает.

если есть для этого основания, то, конечно, греха в этом нет. Но нужны основания.