От Паршев Ответить на сообщение
К Александр Жмодиков Ответить по почте
Дата 20.03.2018 10:43:31 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Версия для печати

Re: А я...

>Да и не в позе дело.

обсуждается именно этот вопрос. Кого изображали на памятниках в позе на одном колене.

>>ПОза-то была такой (по Диодору):
>>"Однако, Хабрий Афинянин, возглавлявший наемные отряды, приказал своим людям встретить врага с показным презрением, сохраняя в тоже время боевую линию, и, прислонив щиты к коленям, ждать с поднятыми копьями".
>
>>Поза на колене вряд ли может называться "с показным презрением". Опять же "поднятое копье".
>
>Вы предлагаете анализировать русский перевод с целью выяснить позу?

Честно говоря, не я один здесь такой негодяй. Но можно ведь почитать и греческий текст, и латинский, это не запредельно тайное знание. Вряд ли там вдруг обнаружится поза на левом колене.


>Дело не в позе, а в сюжете: военачальник ставит своих воинов в некую позу, это приносит успех, и после этого в его честь ставят статую в этой позе.

никаких возражений, это очень интересно. Но не относится к теме.

> В нескольких античных источниках имеется такой сюжет про Хабрия,

они не независимы

>причем известно, в каком сражении он применил этот прием, но не в известных нам источниках нет такого сюжета про Александра Македонского. Макиавелли рассказывает очень похожий сюжет про Александра, что тот когда-то где-то поставил воинов на левое колено, то есть, неизвестно, когда и где, и непонятно, почему именно на левое, и при этом утверждает, что с тех пор все статуи Александра изображают его в этой позе. В известных нам античных источниках нет ничего подобного, а известные нам изображения Александра не показывают его в такой позе, обычно Александр изображен верхом.

изображения - не означает "памятники". Батальная картина с Александром - это особая тема. И современных статуэток с Александром полно, но исторической ценности у них нет.

>>>Непот:
>>>>Это событие, разнесенное молвой, так прославилось по всей Греции, что Хабрий заказал свое изображение в той самой позе воина-фалангита, и афиняне от лица государства поставили ему эту статую на площади.
>>
>>Это переписано из Диодора.
>
>Не факт, потому что по Диодору, статую поставили фиванцы, причем он не говорит, что Хабрий заказал статую в такой позе, а по Непоту статую заказал сам Хабрий, а поставили ее афиняне.

описание эпизода не показывает независимости. Ни там, ни там нет того, чтобы Хабрий поставил воинов на колено.


>
>Предполагать можно что угодно, да что толку от предположений?

Вот поэтому надо ориентироваться не на предположения, а на тексты авторов. Например Макиавелли.
Пока реальным контрдоводом является лишь павсаниево описание статуи, но в Олимпии могли быть определенные требования к вотивным (надо полагать) изображениям, вряд ли воинские заслуги дарителя были там уместны. То же касается и особых жанров, например статуй Александра в виде какого-то бога.