От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К Пауль Ответить по почте
Дата 31.01.2018 10:09:43 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Давайте слегка подкрутим регулятор обличительного пафоса

Но начну я с благодарности, за представленный интересный текст. Очень интересный.

Однако, продолжим. Осмелюсь намекнуть, что источник, опубликованный в Интернете, все равно остается источником. Если помните, я ссылался на Военный лексикон, два устава и словари Даля и Фасмера - это все вполне приличные источники, остаются таковыми вне зависимости от того, выложены они в Интернет или не выложены.

Во-вторых, то, что Вы привели - это именно источник, а не первоисточник, ибо автор честно признается, что не знает, что такое лава, а относительно этимологии приводит весьма сомнительно обоснованную ГИПОТЕЗУ.

В-третьих, автор приведенного текста скорее подтверждает мою позицию, чем Вашу. Т.е., он явно пишет, что в его время лава ЯВЛЯЕТСЯ линейным разреженным построением, не несущим никакого сакрального смысла, а вот в прошлом, о котором автору ничего не известно, кроме легенд и мифов, лава ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО была чем-то иным, причем он не знает - чем именно, но чем-то определенно была.

Это я и называю мифотворчеством вокруг очень простого факта:
лава всегда была линейным разреженным построением казаков, и это долгое время для них и было наивысшим достижением тактики, максимумом, на что была способна иррегулярная кавалерия на поле боя. Понятно, казаки гордились лавой, т.к. для них это была наивысшая тактическая форма. Все остальное - это налеты в свободном строю на обозы и тылы, чем, собственно казаки и прославились.

Но поскольку казаки к концу XX века были уже мифологизированы, энтузиастами казачьего дела велись активные поиски никогда не существовавшей "особой казачьей тактики", которую и пытались втиснуть в уставы.

Собственно, в настоящий момент мы наблюдаем финальную часть казачьего мифа в форме "ряженых" и казачьих генералов - представьте себе, что нечто вроде того существовало уже и в конце XIX века, когда казачество все более и более интегрировалось в "регулярную" систему российского государства.