|
От
|
Вулкан
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
23.09.2017 17:02:14
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Флот Александра I
Приветствую!
В начале своего царствования Император Александр I наметил ряд преобразований государственного управления. Среди других министерств было создано и министерство военно-морских сил. Во главе его стал образованный и способный адмирал Ник. Сем. Мордвинов. Через три месяца этот уважаемый в морской среде адмирал был заменен контр-адмиралом Пав. Вас. Чичаговым, выдвинувшимся на столь значительный пост из сухопутных поручиков благодаря протекции. Его современник, знаменитый мореплаватель и замечательный адмирал Вас. Мих. Головнин оставил нам воспоминания в своих заметках об эпохе управления морским министерством Чичагова: «Подражая слепо британцам и вводя нелепые новизны, мечтал, что кладет основной камень величию русского флота… Испортив все, что оставалось во флоте, и наскучив верховной власти наглостью и расточением казны, удалился, поселив презрение к флоту в оной и чувство глубокого огорчения в моряках».
На пост морского министра был назначен маркиз де Траверсе, — француз, оставивший скверную память о своем непродолжительном командовании Черноморским флотом. Он сумел, однако, снискать расположение влиятельных особ, и в том числе всесильного графа Аракчеева, своим веселым нравом, изысканностью манер и умением ладить с сильными мира сего.
Слушая постоянные жалобы о безотрадном положении дел в Морском Ведомстве, Император Александр I повелел учредить особый «Комитет образования флота», которому повелено было обращаться лично к нему «во всех мерах, каковые токмо нужным почтено будет принять к извлечению флота из настоящого мнимаго его существования и к приведению онаго в подлинное бытие».
Во главе этого комитета был поставлен граф А. Р. Воронцов, — англоман по убеждениям, относившийся с недоверием к русским морякам, писавший в докладной записке на Высочайшее имя: «По многим причинам, физическим и локальным, России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да и в том ни надобности, ни пользы не предвидится… Довольно, если морские силы наши будут устроены на двух только предметах: обережение берегов и гаваней наших на Черном море, имея там силы соразмерные турецким, и достаточный флот на Балтийском море, чтобы в оном господствовать. Посылка наших эскадр в Средиземное море и другие экспедиции стоили государству много, делали несколько блеску, а пользы никакой».
Как видно, этот сановник, приближенный к Государю, осуждал стремления Императора Петра Великого и Императрицы Екатерины Великой поставить Россию в число первенствующих морских держав. Император Александр I по существу таких мудрых рассуждений своего сановника неудовольствия не выражал, ибо сам придерживался такого же мнения по этому вопросу.
После ряда войн, нашествия Наполеона, разорения, пожара Москвы, огромных построек, предпринятых Государем, государственная казна нуждалась в средствах, морской министр маркиз де Траверсе, пользовавшийся расположением и дружбой Императора Александра I, сокращал кредиты на флот. В 1817 году начались продажи кораблей за границу. В 1818 году были проданы Испании последние годные фрегаты. В портах господствовал невообразимый беспорядок и чинились вопиющие злоупотребления. Адмирал Д. Н. Сенявин, победитель турок и французов, славный флотоводец, не только талантливый моряк, но и непревзойденный моряк-дипломат, подвергся жестокой опале и в течение 13 лет влачил жалкое, убогое существование.
Содержание офицерского личного состава было скудное. Офицеры и команды терпели нужду. Обыкновенно, обер-офицеры жили по несколько человек, иногда по 10 вместе. Даже холостые адмиралы имели одну общую квартиру на несколько человек. Такой была, например известная в ту пору в Кронштадте квартира адмиралов четырех братьев Быченских. Казенные квартиры были все заняты портовыми чиновниками. Деньги, заработанные на берегу командами на вольных работах, попадали также в руки чиновников. Пища на берегу была плохая. Все поправлялись в плавании, но дальние плавания были редки. Плавали больше по Финскому заливу, по пресноводной «Маркизовой луже».
Из статьи Н.С. Чирикова "Император Николай I и флот" журнал "Военная быль", сентябрь 2017
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота