От Пехота Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев
Дата 12.12.2016 18:37:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Искусство и творчество; Версия для печати

Тоже поделюсь

Салам алейкум, аксакалы!

>1. Первооснова сюжета, т.е. "легенда".
>Деточкин виноват, но... он не виноват (с) Т.е. все мы тут вот знаем, что "на самом деле все было совсем не так" 16 ноября 1941 г в р-не разъезда Дубосеково. Что Кривицкий - халтурщик, что состряпанный им и Ортенбергом материал лег в основу мифа, который был поддержан на самом высоком уровне и прочно закрепился в нашей истории ВОВ. Это конечно нехорошо, но это факт. Но на просмотре фильма у меня как то само собой сформулировалось, что история ВОВ лежит где-то между полюсами двух больших мифов - условно "советского" и "антисоветского". Можно сказать, что "оба хуже" и "есть два стула".

Здесь вот ещё какой момент. Некоторые участники Форума в гордыне своей полагают, что народ сер, тёмен и безграмотен, поэтому будучи увлечён влиянием синематографа примет всё за истину в послежней инстанции. Окончательно и бесповоротно поверит поделке Кривицкого. А потом (потом!) придут враги и откроют людям глаза на Истину и наш народ снова рухнет в пучину идейной катастровы похуже перестроечной.
Собственно, вся история появления фильма говорит, что это не так. Те, кто желает разобраться, как всё было на самом деле, имеют для этого все возможности. Как раз процесс создания фильма послужил толчком для появления публикаций о боях в районе Дубосеково. Тем же для кого отношеие ко всей этой истории является религиозной идейной позицией, глубоко безразлично что скажут идеологические оппоненты. Так что на информированность народа о бое 28 панфиловцев фильм повлиял скорее положительно. Тем более, что создатели фильма вовсе не старались придерживаться канона, заданного Кривицким.

>Именно поэтому мы берем пики точены и рубим и изучаем историю. Но в рамках объективно существующей дихотомии мне, как советскому человеку, ближе и роднее миф советский. И этом смысле выбранный режиссером эпизод для экранизации хоть и неудачный с точки зрения поддержания "мифа о 28-ми", удачен с точки зрения поддержания общесоветского взгляда на историю ВОВ. Можно с долей пафоса сказать, что миф о 28-ми вдохновил режиссера на создание фильма. У его получилось.

Угу. Часто приходилось слышать возгласы типа "А почему это Шальопа снимает про панфиловцев, когда можно снять про другие подвиги, которых много и которые на самом деле круче?". Извините, но это тот же заклёпочный подход. Ну вот Бондарчук снял про Сталинград с предельным вниманием к деталям. Но что, от этого легче стало? Хотите про другое? Снимите сами. Формируйте социальный заказ, чтобы не получилось как с доской Колчаку, которую со всего Питера пришло снимать десять человек.

>2. Добробабин.
>История с Добробабиным вообще на мой взгляд не может выступать как предмет критики ни фильма, ни мифа. Добробабин в 1941 г служил в 316 сд. Плохо ли хорошо, но служил, воевал с оружием в руках против немцев и до боя и после освобождения из плена.

А вот мне как раз интересно: а как именно воевал Добробабин? Как он воевал в 41-м? Как воевал в 45-м? Какие о нём отзывы сослуживцкв и командиров. Имел ли награды. Не потому что я хочу оправдать шуцмана, а потому что хочу понять когда он был более честен - когда с оружием в руках защищал Родину, или когда служил оккупантам.

>То что на волне вознесения миаф незаслуженно получил ГСС - не его вина, и бюрократическая машина дает сбои.
>Фамилия "Добробабин" хоть и присутсвует в титрах, ну да из песни слова не выкинешь, - по фильму никак не упоминается.

Кстати, любому вменяемому человеку понятно, что образ Добробабина в фильме, это представление сценариста и режиссёра, а не история реального человека. То есть таким по их мнению мог бы быть сержант Красной Армии, защищавший Москву в 41-м. С настоящим Добробабиным они никогда не встречались.

>4. Технические детали.
>Промоутеры фильма нахваливают его за "детальную достоверность". тут я буду немного против ветра :) Конечно форма и вооружение реконструированы верно, корректно показано оборудование позиций (не припомню в кино укрытий в подбрустверных нишах). Но в течении одного дня столько увы не накопать.

Я сейчас не вспомню норматив на ротный ОП, но окоп для стрельбы стоя выкапывается за один час. Помню, за ночь мы глубокой осенью вырыли ОП взвода. Правда траншеи были не полного профиля, но слегка пригнувшись стоять в них было можно.


>5. Немцы.
>Немцы действительно показаны безликим Хтоническим Злом и это фишка. И то что говорят на своем орочьем без перевода. Очень качественный саундтрек (эдакий "оперно-органный"), перемежающийся лязгом металла, подчеркивает эпичность действия. Немцы выступают в роли эскадронов смерти, терминаторов :)

У меня скорее возникали ассоциации с орками из ВК. Особенно когда перед атакой уже был слышен лязг танков, но противника не было видно.

>Несколько не хватило этой хтоничной эпичности в показе артиллерии на мой взгляд. Т.е. пушки конечно поднимают фалличные стволы, затворы лязгают, а наводчик крутит колесико - но тут было бы уместно показать подачу не и заглатывание не менее фаличных снарядов, с забиванием их в казенник прибойником - и все это в режиме "конвейра" чередующегося залпами. Показать так сказать работу машины Смерти.

Ну, не знаю... На мой взгляд работа машины Смерти была видна, когда немецкие снаряды наши позиции перепахивали. Жутковатая картина, когда представляешь в этих окопах живых людей.

>В остальном же пехотный бой как уже верно сказали - к сожалению зафейлен. В кадре мелькает единожды МГ, совершенно отсутсвует иное тяжелое вооружение, гранаты и т.п.

МГ в кадре минимум дважды. Сначала сзади немецкой цепи, а затем уже ближе к нашим позициям. Что касается пехотного боя, то Шальопа пояснял по этому поводу, что для толкового показа пехотного боя с историей, а не просто тыщ-пыщ нужно было растягивать сюжет, увеличивать продолжительность фильма с соответствующим увеличением бюджета.

>В заключении повторю уже звучавшие банальности. Фильм мне понравился. Сделан на уровне добротного советского фильма про войну, уж как к ним сейчас не относиться - на них мы выросли.

Честно говоря, именно это как раз удивило и обрадовало. Я когда шёл на сеанс, полагал, что искусство съёмки советских фильмов безвозвратно утрачено, а после просмотра понял, что получил больше, чем ожидал.

And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead