От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.12.2016 12:07:33 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Заметки про противостояние в Сараеве 1992-1995 гг. ( ч. 6)

Ограничения и запреты сербского руководства касательно действий по Сараеву
Политическое и военное руководство Сербской республики само ограничивало активность артиллерии Сараевско-Романийкого корпуса. Первый документ об этом подписал председатель правительства СР БиГ 20 апреля 1992 г. (№ 03-45/92). Вот его первые 4 пункт: «На основании Закона о правительстве и народной обороне («Официальный вестник сербского народа в БиГ», № 4/92) довожу распоряжение: 1. Запрещается действие артиллерии и тяжёлого вооружения с позиций сербских оборонительных сил по целям в городе Сараево. 2. Использование артиллерии и тяжёлого вооружения по целям в городе Сараево прикажет только в исключительно оправданных случаях министр обороны. 3. Об исполнении этого распоряжения будет стараться Министерство обороны и Министерство внутренних дел Сербской республики Боснии и Герцеговины. 4. Любое нарушение этого распоряжение будет наказываться самым строгим образом. 5. Это распоряжение вступает в силу немедленно».
10 июня командующий корпусом издал приказ, согласно которому артиллерийский огонь с сербских позиций мог вестись исключительно после его одобрения. До августа 1994 г. такие налагавшиеся сербами на себя самоограничения издавались 25 раз! Так, 10 октября 1992 г. Станислав Галич после обращения к нему из Главного штаба запрещал применение оружия, превосходящего винтовочный калибр, без его личного одобрения.1 ноября он запретил использование систем вооружения калибром больше 12,7-мм (то есть стандартного для ВРС «Браунинга» М-2).
22 мая 1993 г. генерал Галич совершенно секретным приказом № 20/15-642 распорядился о том, чтобы позиции, на которых стояло оружие калибром начиная с 12,7 мм, контролировались офицерами и (в случае необходимости) сербскими полицейскими. Оборонять позиции разрешалось только стрелковым оружием, а при обнаружении концентрации сил противника для наступательных действий подготавливать их поражение артогнём, однако открывать его только после личного одобрения командующего корпусом.
Приказы от 4 и 12 июня 1993 г. (последний – совершенно секретный, с № 20/15-720) грозили офицерам, которые предпримут стрельбу из орудий и миномётов, снятием с должности, удалением из части, отданием под суд.
5 июля заместитель командующего корпусом подписал совершено секретный приказ № 20/15-799, которым регулировалось применение артиллерии. «В целях координации использования артиллерии, поступать следующим образом:
- огонь открывать по обнаруженным целям вне города – городского ядра Сараева;
- перед открытием огня обязательно известить разведцентр штаба Сараевско-Романийского корпуса;
- немедленно сообщить о результатах действия артиллерии;
- разведцентр должен оповестить остальные части, что это действует наша артиллерия с определённых огневых позиций по неприятельским целям, которые обнаружены предварительно.
Эти меры применить без промедления».
В войсках распространялась листовка с обращением тогдашнего верховного главнокомандующего – президента Радована Караджича. В ней он обращался к рыцарским традициям сербского воинства, «которое всегда вело исключительно освободительные и оборонительные войны», утверждал, что Сараево обстреливают не сербы, а «самые большие сербские неприятели». «Обстрел мирных жителей – военное преступление, а неприятель хочет приписать эти преступления Войску Республики Сербской». Солдатам предписывалось наблюдать как за вражеской артиллерией, так и за тем, если «какой-нибудь сербский предатель будет действовать из артиллерии или миномётов без приказа или одобрения».

Козарска бригада креће преко Саве