>Речь о реакции на одинаковые действия. Что на спортивном самолете, что на военном, что на боингах с эрбасами, везде реакция самолета одинакова: ручка/штурвал вправо - самолет входит в правый крен, влево - в левый. На себя - увеличивает тангаж, от себя - уменьшает. А на дельтаплане реакция обратная: от себя увеличивает тангаж, на себя - уменьшает, и тд. Какой рукой управлять - разницы никакой, хоть ногами рули. Но вот разное направление отклика при одинаковых воздействиях - проблема глобальнейшая.
Что на самолете, что на дельтаплане: теряешь скорость --- уменьшить угол атаки.
Мускульные навыки очень разные, а реакция на потерю скорости (по крайней мере на легкомоторном, другие я не пилотировал) очень похожая.
У нас в дельтапланерном клубе был могучий мужик, в прошлом пилот B-1B, сейчас --- 737, Southwest. Никаких проблем.
Несколько человек совмещают пилотирование самолета-буксира и дельтаплана (пару раз вытягивают коллег, затем сами летят парить).
В общем, при ближайшем рассмотрении проблема незаметна ни для очень опытных пилотов, как тот мужик, так и для не очень опытных, как я. О пилотах средней опытности не могу судить.
Просто мои пять копеек.
Да, а вот если бы пилоты Asiana Airlines что разложили 777 в Сан Франциско в свободное время катались бы на Цессне, возможно мы и не увидели бы этого горького катаклизма.
К вертолетам эти соображения, наверное, не имеют отношения.