|
От
|
Kosta
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.12.2012 16:14:41
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Франция и Рейнский кризис 1936. Конспект Шукера
По наводке ув. Skvortsov ознакомился со статьей Стивена Шукера (Stephen A. Schuker) Франция и Рейнский кризис 1936 г».
http://www.mrfaught.org/francerhineland.pdf
Вещь, безусловно, необходимая для понимания раскладов в 1936 году.
Если резюмировать вкратце, то получается, что для французов вовсе не было неожиданностью вхождение немецких войск в Рейнланд, поскольку еще за год жо этого – в марте 1935-го – Высший военный совет резюмировал, словами генерала Жюля, что «демилитаризованная зона вскоре будет ликвидирована де факто, если не де юре». Причем нельзя сказать, что военное руководство совсем уж ничего не делало: уже в 1935 году были размещены кое-какие дополнительные заказы на вооружение, и уже в этом году выяснилось, что у промышленности полно «узких мест», которые не позволяют с ходу развернуть масштабное перевооружение. В итоге в ноябре 1935-го Высший военный совет приходит к выводу. что «Франции нужно выиграть время». А ген. Кольсон в январе 1935 года предлагает использовать «неизбежную ремилитаризацию зоны» для продвижения программы перевооружения. (В скобках заметим, что в «Истории западноевропейских армий», М. 2003, имеются такие цифры – в 1935 году общие расходы на оборону – 6,652 млрд. франков, из них 1,977 – на вооружение, в 1936 г. – 7,941 млрд,. из них на вооружение – 3,056 млрд. Т.е. лвьную долю прибавки к военному бюджету пустили именно что на вооружение).
Кроме того, весной-летом 1935-го французские военные пытаются реанимировать наступательные планы против Германии, в частности ведя переговоры с итальянцами (Гамелен в июне встречался с Бадольо). Но эта попытка была в итоге сведена на нет, когда итальянцы вторглись в Абиссинию и Франция выразила свое «фэ» по сему поводу.
В итоге к 1936 году французы подходят имея списочные состав армии в 651 тысячу человек, из них число боеготовых войск – 195 тысяч. В Рейнлданде, по французским данным, находится порядка 200 тысяч членов СА, СС и членов «трудового фронта». Готовых встать под ружье, плюс 22 тысячи ландполицаев (военизированная полиция), которые и так под ружьём.
Соотвественно, когда Сарро и Фланден 11 марта 1936 года просят военных подготовить возможные варианты «ограниченной демонстрации» против немцев то генерал Жорж представляет два весьма осторожных проекта6 либо оккупация Люксембурга, либо оккупация Саара. Первый вариант чреват серьезными внешнеполитическими ослаблениями, второй подразумевает опять же всеобщую мобилизацию, ибо просто так оккупировать саар имеющимися силами – это нарываться на контракцию немцев, к которой надо быть готовыми.
Между тем с мобилизацией дело осбтоит худо. Потому что Франция – накануне банкротства. Гамелен докладывает политикам, что даже предварительные мобилизационные меры (призыв активного резерва, т.е. резервистов, окончивших срочную службу не более 3-х лет назад, доведение дивизий кадровой армии до штатов военного времени и выдвижение их на границу) обойдется в 30 млн франков в день – это миллиард в месяц.
Цифры совершенно запредельные потому что новому министру финансов кабинета Сарро Марселю Ренье и так до конца марта нужно найти 5,3 млрд. франков для покрытия бреши, образовавшейся в результате расходов на общественные работы и те самые заказы на вооружения. На вопрос финансового комитета Сената - как же он собирается расплачиваться, Ренье только что-то не очень внятно мычал про «санкцию на эмиссию», каковую санкцию ему, разумеется, никто давать не собирался. Ибо как было написано в аналитическом отчете Банка Англии по этому поводу: «Сегодня самая могущественная сила во Франции - страх инфляции». (Опять же в скобках заметим, что 18 марта казначейство заявило о своем банкротстве).
Т.о. в этих условиях даже просто всеобщая мобилизация – еще без войны – означает, по Шукеру, экономическую катастрофу для Франции. Бегство капиталов, инфляцию – с непредсказуемыми политическим последствиями – и прочие радости. Что касается военных прогнозов, то по мнению того же Гамелена. К краткосрочной перспективе немцам удастся создать прочные позиционный фронт в Рейнланде, а в долгосрочной – скажется их превосходство в численности населения и промышленной мощи. Вывод: без создания антигерманской коалиции с непременным участием Англии рассчитывать на победу не приходится.
После этого решение французов сидеть в 1936 году на попе ровно видится несколько в ином свете, чем это традиционно трактуется советской историографией (вот еще, кстати, вопрос – а где же наши отечественные Шукеры? Почему у нас до сих пор не появилось ни одного нормального исследования по той же французской армии 1920-30-х? Неужели не интересно?).
Сам Шукер считает, что «точкой невозврата» был не Рейнский кризис сам по себе. а предшествовавшие ему события как то: 1) разлад между Англией и Францией (в том числе по причине позиции, занятой англичанами и американцами на Конференции по разоружению в 1932-33 гг); 2) стремление французов удержать курс франка, что заставило сократить военные расходы до минимума; 3) наконец, разрыв с Италией в ходе Эфиопской компании.
В итоге таки да – ни одно ответственное французское правительство не объявит всеобщей мобилизации в той ситуации. А буде объявит – то едва ли продержится сколь-нибудь длительное время.