По следам великой битвы за БТР позволю себе привести несколько цитат из Миддельдорфа ("Русская кампания: тактика и вооружение", стр 87-88)
Вот как он видит БТР (напомню, на дворе 1950-е, БМП еще не придумали)
" Он должен быть не только бронированным транспортным средством, а в полном смысле боевой машиной...слабое вооружение и прежде всего [ ПРЕЖДЕ ВСЕГО! - АК ]недостаточная бронезащита не могут удовлетворить требованиям будущей войны"
Характеристики по Миддельдорфу: " ...не уступающая по проходимости танку...гусеничная машина, обладающая высокой скоростью, порядка 70 км/ч, хорошей приемистостью и большой подвижностью...Высота не должна превышать 2м"
Пока что имеем БМП-1 в условиях отсутствия ПТУР. О бронировании позже.
далее:
"При обеспечении защиты..от атомного оружия...следует учитывать необходимость ведения кругового наблюдения и ведения огня из-за бортов". Великолепно! Опять БМП-1/2/БТР-60ПБ/70/80 в чистом виде.
И вот тут-то самое интересное:
"Для защиты от атомного оружия...и воздушных разрывов... необходимо, чтобы откртые БТР могли бысро закрываться подвижной бронекрышей.." И ДАЛЕЕ!!! "Выдвигаемое в последнее время требование, чтобы бронетранспортер был наглухо закрыт, показывает незнание задач и способов боевых действий мотопехоты...ввиду ограниченности обзора и наличия мертвого пространства закрытый со всех сторон БТР не способе защитить от противотанковых средств ближнего боя ни себя, ни поддерживаемый танк"!!!!!
И что мы имеем в реальной жизни? Через амбразуру под автомат или через смотровой прибор обнаружить абрека с ПТГ или расчет ПТУР крайне трудно, и пехота доблестно разъезжает на броне - потому что сгорать в БМП/БТР никому не охота, а вылезать через маленькие люки - трудновато, хотя может в чем-то и лучше, чем через крышу - вопрос спорный.
Тем не менее - может стоит вместо "командира в люке" и пехоты на броне сделать БТР/БМП с раскрывающейся крышей? Простейшее (на мой взгляд) решение - развернуть люки на крыше БМП (БМП-1 к примеру)так, чтобы они откидывались "на борта", а не к центру. Полностью откинутый большой двустворчатый люк делает БМП/БТР открытым сверху и работает как доп. экраны на бортах. Открытый до вертикального положения, люк увеличивает высоту борта и позволяет бойцу наблюдать за местностью (из-за кромки люка, к примеру).
Ну а уж ежели есть опасность что гранату с пятого этажа кинут или ядрену бомбу рванут - две створки захлоываются - и у нас полностью закрытая машина.
Что думает уважаемое сообщество?
С уважением, АК http://ervin.boom.ru